Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЕЛЕОН

Часовня "Стопочка"
Гора Елеон самая высокая и гордая из окружающих Иерусалим. Ее высота 793 метра над уровнем моря. Господь наш Иисус Христос любил молиться на Елеоне. Здесь Он предсказал последние дни Иерусалима, Страшный Суд, дал прощальные наставления ученикам, предсказал отречение апостола Петра. Сюда вместе с апостолами Он пришел после Тайной Вечери на Сионе. И, наконец, здесь Он вознесся.

Святая царица Елена построила на горе величественный храм во имя Вознесения Спасителя. Храм был круглый, без купола, чтобы молящиеся видели то самое небо, куда вознесся Спаситель. По словам паломника Бернарда, в храме был устроен алтарь для совершения богослужений. Церковь, по-видимому, существовала до XI века, что подтверждает и святогробский типикон 1122 года. Один из первых русских паломников игумен Даниил в XII веке писал: «Вознесение Господне есть на верх Елеонской горы прямо к востоку, там был камень кругол выше колена, с того камени и вознесся Христос Бог наш на небеса... И посреди двора теремец кругло, без верха и там лежит камень святой, где стояли нози пречистые Владыки нашего Господа...»

И поныне внутри маленького храма, называемого Стопочкой в раме на полу лежит камень с отпечатком левой стопы Спасителя.
Взыскание погибших

Небольшая мечеть, перекрытая исламским куполом, восьмиугольная снаружи и круглая внутри, окружена квадратным двором и высокой стеной. Внутри ее нет ни престола, ни изображений. Владеют этой часовней арабы и за вход берут плату - два шекеля, т.е. полдоллара. Кроме того, они разрешают богослужения в ограде часовни в праздники Вознесения, Преображения и Лазореву субботу.

Нынешний праздник Вознесения был необычайно торжественным. Во дворе часовни с раннего утра 20 мая раскинули свои шатры с временными престолами греки, армяне, копты и сирийцы. В восемь утра началась служба в каждом шатре на своем языке. Представители нашего русского духовенства во главе с начальником Миссии архимандритом Феодосием служили литургию вместе с греками и арабами. Лилась мелодия величания «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистой Твоею плотию Божественное вознесение». Затем звучали антифоны и стихири праздника на греческом, арабском и русском языках. После крестного хода и причащения все прикладывались к «стопочке», ставили свечи и благословлялись у наших и греческих батюшек.

ЕЛЕОНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рядом со Стопочкой - местом Вознесения Господня, на самой вершине горы Елеон находится русский женский монастырь, расположенный на участке земли, приобретенной в 1870 году начальником русской духовной Миссии на Святой Земле архимандритом Антонином Капустиным. Прежде чем строить храм и гостиницу для паломников, о.Антонин провел раскопки и обнаружил многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями, фрагментами мозаичных полов византийского времени, греческие надписи, изображения рыб, птиц, орнаментов, различные сосуды и, наконец, бюст Ирода Великого. Нашел он и камень, на котором стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. Вокруг камня находилось множество кусков белого мрамора, фрагменты двух колонн V века, гробница архидьякона VI века и золотая мозаика. Архимандрит решил строить именно на этом месте, потому что был уверен в существовании здесь древней церкви и, возможно, женского монастыря. Строительство шло трудно, приходилось задабривать подарками и деньгами турецких чиновников Серая, особенно Салима-Эффенди, под владычеством которого находилась Святая Земля. В 1886 году состоялось торжественное освящение храма и колокольни греческим патриархом Никодимом и была зажжена первая лампада монашеского подвига. Храм, крестообразный в плане и с 24 окнами, получился в византийском стиле. Иконостас привезли с Афона, а иконы из России. Одна - черниговская икона Божией Матери на холсте. Ее скорбный лик запоминается надолго. Сколько Ей пришлось увидеть страдающих людей, сколько услышать рыданий и прошений. Благая Заступница Царица Небесная стала прибежищем и утешением для паломников, инокинь и священников, основанного в 1906 году Елеонского монастыря. Икону стали называть Елеонской Скоропослушницей. Рядом с Ней икона Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», дар паломников, плывших в 1911 году из России на Святую Землю и чуть не погибших в море. Каждый год 5 февраля в церкви служится всенощная этой иконе.
"Русская свеча"

Слева от алтаря обращаешь внимание на необычный пол с кусочками белого мрамора и красными пянами крови на нем. О.Антонин специально вмонтировал фрагменты найденных кусков древнего пола во вновь строящийся храм в память погибших в 614 году от нашествия персов монахинь. На Елеоне было обнаружено 1207 убитых инокинь.

Одновременно с церковью о.Антонин построил 64-метровую колокольню. Большой колокол весом в 308 пудов и диаметром в 2м 13см для колокольни привезли в 1885 году из России на пароходе в Яффу и в течение семи дней более ста человек (в основном женщин) доставили его на руках, на Елеон!

Величественная колокольня, что зовется Русской свечой, господствует над всеми окрестностями Иерусалима не только своей статью, но и голосом. Радовалась душа о.Антонина, любителя «толстого звона». Елеон обрел русский глас.
Камень, на котором
стояла Богоматерь во время
Вознесения Иисуса Христа

Архимандрит Антонин скончался в 1894 году, не успев завершить строительство монастыря. Похоронили батюшку - скромного монаха, истово защищавшего интересы русского православия на Святой Земле в течение 29 лет, в построенном им храме Вознесения. Над мраморным надгробием, обнесенным вызолоченной решеткой, горит неугасимая лампада памяти о подвижнике веры Христовой, дела которого служат ему венцом славы в селениях Божьих.

Продолжил дело архимандрита Антонина Капустина о.Парфений (Нарциссов), верный друг о.Антонина, неутомимый благоустроитель обители. Отец Парфений закончил строительство часовни в честь св.Иоанна Предтечи на месте обретения его честной главы. Деньги на постройку часовни пожертвовала наша соотечественница И.Г.Силаева, нашедшая упокоение у южной стены часовни. На высоком мраморном надгробии написано: «Ирина Григорьевна Силаева. Скончалась 8 сентября 1927 года 76 лет отроду». Ежегодно в день кончины р.Б.Ирины монахини обители служат у ее могилки панихиду. В часовне сестры монастыря ежедневно читают Псалтырь над углублением в полу, выложенным цветной мозаикой, где и произошло обретение главы святого Иоанна Предтечи.

Выстроенный при о.Антонине «архимандричий дом» превратился постепенно в музей, где разместились экспонаты, найденные им при раскопках.

Новый большой собор в честь Страшного суда, задуманный о.Антонином, так и не был достроен. Успели достроить только нижнюю церковь св.прав.Филарета Милостивого, которая используется сейчас как трапезная и где служится каждую среду литургия.
Надгробная плита

В 1924 году завершилось строительство притвора к главному храму, включившему в себя камень, на котором стояла Богоматерь во время славного Вознесения Ее Божественного Сына. Небольшая арочная ниша в стене прикрыта сверху металлическим навесом с крестом, лампадой и иконой Богоматери. Решетка с редкими звеньями позволяет дотронуться до камня с поклоном и особым благоговением.

С северной стороны храма Вознесения далеко виден высокий надгробный памятник с крестом и постоянно горящей лампадкой. Надпись на мраморной плите гласит: «Здесь погребено тело свщенноигумена Парфения. Родился в 1831 году. Служил при Иерусалимской Русской Духовной миссии 30 лет. Был злодейски зарезан в ночь на 15 января 1909 года на Елеонской горе». Много потрудился этот энергичный, никогда не унывающий, всегда радостный добрый старец, молясь в своей маленькой ныне заброшенной пещерке за монастырским кладбищем. Злодеи, искавшие у него сокровища, ничего не нашли и от великой злости убили. Часто при жизни отец Парфений говорил: «Я послушник отца Антонина и хочу лечь у ног его». Его желание было исполнено. Напротив могилы отца Парфения за храмом с восточной стороны я отыскала могилу игуменьи Тамары, утопавшую в цветах. На фоне нежной травы буквально светились солнечно-лучистые адонисы, пугливые цикламены, похожие на бабочек, словно порхали вокруг гордых высоких пурпурно-сиреневых иерухамских ирисов. Теплилась лампада. Я присела на скамейку и стала вспоминать. Какая судьба! Игуменья Тамара была дочерью великого князя Константина Константина Романова, знаменитого поэта «К.Р». Ее отец, возглавляя с 1889 года Императорскую Академию наук, был одним из организаторов празднеств 100-летнего Пушкинского юбилея. Он был пианистом, переводчиком Шиллера, Гете, Шекспира, но самое главное, он писал стихи, лучшими из которых являются «Псалмопевец Давид» и трагедия «Царь Иудейский». Необычайно и разностосторонне талантливый великий князь Константин Константинович в 57 лет ушел из жизнь. Его дочь Татьяна вышла замуж за князя Багратион-Мухранского и имела двух детей - Теймураза и Наталию. В 1918 году Татьяна Константиновна уехала в Киев, затем в Одессу, а оттуда в Румынию. Потеряв мужа в 1915 году, гонимая несчастиями своей Родины, она уезжает в Женеву, где постригается в монахини, приняв имя Тамары. Приехав в Иерусалим, она становится с 1951 года настоятельницей Елеонского монастыря. В тяжелые годы управления обителью настоятельнице Тамаре пришлось пережить страшную шестидневную арабо-израильскую войну, когда в перестрелке погибла вратарница монастыря Евлалия.

Настоятельница Тамара скончалась на Успение Пресвятой Богородицы 1979 года, что я и прочитала на могильной плите. В монастыре три кладбища. Одно большое под горой, второе - за храмом, третье - около колокольни, совсем маленькое. Надпись на одном из надгробий гласила: «Здесь покоится Игумения Тавифа. Скончалась 30 декабря 1979 года. Управляла 25 лет Горненской обителью. Житие ей было 65 лет. Вечная память». Удивительно, что монахиня Тавифа была похоронена не в Горнем, а на Елеоне. В 1920 году ее (в миру Татьяну Минину) избрали старшей сестрой Горненской обители, состоящей из 120 сестер. Трудолюбивая, отзывчивая, гостеприимная, она успевала заботится не только о богослужении в храме, но и о бедных арабских девочках. Была она и истинной духовной матерью для инокинь своей обители. В 1924 году по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Дамиана Горненскую общину переименовали в монастырь, а старшую сестру возвели в сан игуменьи. В 1945 году начальник Зарубежной миссии архимандрит Антоний (Сенкевич), узнав о том, что игуменья Тавифа приняла в монастыре советского консула, угостив его чаем, отстранил ее от управления монастырем. С этим незаслуженным горем и доживала Тавифа свои последние годы, уйдя в затвор. Сколько же бед, гонений от местных властей шестидневной войны 1967 года, так и не разрешившей арабо-израильский конфликт, пришлось пережить всем тем, кто упокоился на этих монастырских кладбищах. Это - наши соотечественники, направлявшие свои непрестанные молитвы о спасении Родины. Вечная им память!

Сейчас Елеонская женская обитель принадлежит к РПЦЗ. Настоятельницей монастыря с 1998 года является матушка Моисея. По-прежнему ежедневный молитвенный подвиг несут сестры монастыря в храме, в саду, в трапезной, в иконописной и вышивальной мастерских, в просфорне, в библиотеке, в маленькой больничке, ухаживая за престарелыми сестрами, и в гостинице для паломников. При входе в монастырь, как и многие годы назад, несет свое послушание привратник Мустафа, слепой от рождения, но зрячий сердцем, умеющий оценить в человеке добро и зло. Монахини монастыря его уважают и даже побаиваются. Один из местных лавочников, торгующих около монастыря, с гордостью признался, что Мустафа его родной дядя.

МАЛАЯ ГАЛИЛЕЯ

Рядом с Елеонской женской обителью находится небольшая арабская деревня А-Тур с большой многопрофильной больницей в центре - Макасет. Эту больницу в Иерусалиме знают все и любой таксист или водитель монитки доставит вас на Елеон за два шекеля через пять-семь минут. Сразу же за больницей - высокий забор с надписью на воротах «Niri Galilaei» (Мужи Галилейские). Ворота на сей раз оказались распахнутыми в отличие от предыдущих лет, и я, наконец увидела то, что искала.

Когда-то в далекие евангельские времена здесь была гостиница для приходящих на праздники в Иерусалим галилеян. Огромный зеленый оазис открылся моим глазам. Между ровными рядами масличных деревьев важно расхаживали гуси, вдали паслись два ослика и привязанная к пальме лошадь с жеребенком, что радостно прыгал рядом. Вдали на горе расположился большой красивый храм. Напротив храма - большое трехэтажное здание с балконом во всю ширину, с вьющимся по фасаду виноградом и наглухо закрытыми ставнями окон. Тишину нарушила выскочившая из-за храма большая злая собака, а следом за ней, не спеша вышла удивленная моим появлением монахиня-гречанка. На все мои вопросы я получила отрицательные ответы. В храме больше не служат, хотя он недавно восстановлен на месте церкви Явления Господа по Воскресении Своем апостолам. Резиденция Иерусалимского патриарха Диодора, что напротив храма, давно не видела своего хозяина. Он живет теперь в Вифгании (рядом с Вифанией), чувствует себя неважно. Попросив благословения осмотреть сад, я сказала, что я из России и меня очень интересуют остатки храма «Имвомона», часовня явления Господа по Воскресении и маленькая церковь Пречистой Богородицы. Монахиня улыбнулась и поклонилась мне, всплеснув руками.
Колокол на Елеонской
колокольне

Первой я нашла открытую небольшую часовню, обнесенную мощной стеной и находящуюся на три метра ниже уровня земли. Два фрагмента старых колонн на древнем полу напомнили о двух ангелах, что явились апостолам при Вознесении Господа. Колонны были перенесены из «Имвомона» сюда в Малую Галилею и бережно сохранятся греками. В центре часовни стоит большая двусторонняя икона в майоликовым обрамлении, изображающая учеников, окруживших Воскресшего Иисуса Христа, еще не веривших, что перед ними их Учитель. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними» (Лк.24; 41,42).

Спускаясь по прямой аллее, охраняемой строгими молчаливыми кипарисами, в северном направлении, я увидела в конце сада маленькую византийскую церковь с греческими надписями на всех фасадах. Пресвятая Богородица любила молиться здесь и здесь же Она получила благословестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь о том, что через три дня последует Ее преставление. Вокруг церкви - небольшое кладбище с могилами русских монахинь, имена их прочитываются с трудом: «Монахиня Сергия», «Монахиня Анастасия». Рядом две могилы в ограде с надписями на арабском языке. И, наконец, в самом дальнем углу сада между церковью и стеной нашла то, что искала. Мраморную плиту размером в два с лишним метра на 70-80 см пришлось сначала приводить в порядок, подмести вокруг, расчистить дорожку, а затем затеплить свечу. На мраморном надгробии прочитывается надпись: «Русский священно-игумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны в Иерусалим в 1920 г. 1875-1959гг. 22 февраля».
Елеонская Скоропослушница

84 года прожил игумен Серафим и остался верен своему долгу, служил на Святой Земле и упокоился рядом с Гефсиманией на Елеонской горе совсем недалеко от могилы той, которую боготворил всю жизнь - великую княгиню Елизавету Федоровну. Вечная ему память!

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ПЕЛАГЕИ

Недалеко от вершины горы Елеон, с южной стороны находилась в IV веке пещера преподобной Пелагеи Антиохийской, в прошлом язычницы необыкновенной красоты, но вольной жизни. Она была богата и проводила жизнь в роскоши и удовольствиях, пока не услышала в Антиохийском храме проповедь епископа Нона о страшном Суде Божием над грешниками после смерти. Приняв святое крещение, она изменила свою жизнь и десять лет прожила в пещере на Елеоне в покаянии и суровом подвиге. Здесь Пелагея и упокоилась. Впоследствии под пещерой построили церковь, в которой постоянно служили. Ее иногда ремонтировали, но к концу XX века она обветшала и арабы-предприниматели решили ее снести, чтобы построить на этом месте гостиницу. Как ни сопротивлялся священник-грек отец Иоаким и его мать Пелагея, ничего не помогло. Подъехали два бульдозера, стали работать. Навстречу им выбежала семидесятилетняя Пелагея, преграждая путь машинам. Ее убили на месте ковшом бульдозера, продолжая рушить храм. Отец Иоаким, рыдая, стоял на коленях и молился Господу Иисусу Христу, прося о помощи. Не прошло и пяти минут, как ковш повис в воздухе и замер. Из уцелевшего правого придела храма на водителя смотрел суровый лик Спасителя. Оба араба не выдержали, бросили машины и убежали. О.Иоаким похоронил мать рядом с пещерой преподобной Пелагеи, около чудом уцелевшего правого придела церкви, оставив с ее могилой место и для себя. Храм решил строить заново. Макет будущей церкви стоит в прекрасном саду, рядом с разрушенным храмом, где находится икона Спасителя, остановившая разрушение святого места. С великим горем рассказывает о.Иоаким о происшедшем и молится Господу о ниспослании ему сил и средств для строительства храма. Бог в помощь Вам, отец Иоаким!

МОНАСТЫРЬ «ОТЧЕ НАШ»

Рядом со Стопочкой по дороге, ведующей в Гефсиманию, стоит монастырь кармелиток на месте, где во время Царицы Елены находился большой храм «Елеон». В настоящее время сохранилась лишь нижняя церковь в пещере, где происходили беседы Иисуса Христа с апостолами о кончине мира и Его Втором пришествии. Здесь был найден плоский камень с высеченной на нем надписью на арамейском языке молитвы «Отче наш» - главной молитвы всех православных христиан, повторяющих ее с радостью и любовью во все дни до скончания века. В стены изящной арочной галереи монастыря вмонтированы мраморные доски, на которых текст молитвы Господней написан на 42 языках.