Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВИФЛЕЕМ

Место Рождества Христова
Вифлеем, из тебя произойдет
Мне Тот, Который должен быть
Владыкою в Израиле... Он будет
великим до краев земли. И будет
Он - мир. (Мих.5; 2,3,4)

Вифлеем, Вифлеем, Вифлеем - какая нежная мелодия звучит в этом слове, несущем для каждого православного христианина свет и надежду, связанную с Рождением Сына Божиего...

Вифлеем - город хлеба - принадлежит ныне Палестинской автономии. Въезд сюда разрешается только в сопровождении арабского полицейского или араба-водителя. Крошечные двух-трехэтажные домики, тесно прижавшиеся друг к другу, медленно взбирались с нашим автобусом на вершину холма, почти задевающего голубое небо. Главная площадь города, словно захваченная в плен высокими и мощными крепостными стенами с тремя башнями-колокольнями, словно оборонялась от столетий. Кладка огромных плит должна была противостоять воинам, вооруженным мечами, стрелами, копьями.

Храм Рождества Христова, особенно почитаемый всеми христианами, имеет длинную историю. Первые христиане построили над пещерой Рождества Богомладенца маленький храм, но римский император Адриан в 135 году разрушил его и на этом месте построил грот, посвященный языческому богу Адонису. В 326 году при византийской императрице Елене над пещерой, где родился Спаситель мира, была построена церковь Рождества Христова - одна из первых на Святой Земле. Но в 529 году и она была разрушена во время восстания самаритян против Византии, но быстро восстановлена императором Юстинианом, сохранившим план прежней.

В 614 году Вифлеем захватили персы, но церковь пощадили, обнаружив над западным входом мозаику, изображавшую трех мудрецов с Востока, поклоняющихся младенцу Иисусу. В 638 году Халиф Омар запретил разрушать церковь Рождества, а в 1099 году сами мусульмане не допустили разорения церкви, вопреки указу Халифа Аль-Хакима, который разрушил все христианские святыни Святой Земли. Так столетия за столетием церковь Рождества приобретала вид крепости, защищаясь от жестоких эпох.

Когда-то в церкви было три входа, два - замуровали, чтобы легче было отбивать врагов. От широких ворот остались крошечные «Врата смирения» или «Двери покорности», через которые можно было войти только по одному и согнувшись. Неверующий же на лошади попасть в храм уже не мог. Нынешний храм Рождества Христова относится к VI веку и представляет собой греческую базилику, единственную на Святой Земле, которая не перестраивалась за четырнадцать веков существования. Величественный молитвенный зал разделен четырьми рядами коринфских колонн из розового гранита с полустертыми изображениями святых и пророков. В центральном нефе на стенах находятся мозаичные композиции на золотом фоне, датируемые XII веком. Их приписывают художнику Базилиусу. Они изображают семь Вселенских Соборов и земную жизнь Спасителя. Деревянный иконостас выполнен в 1764 году греками, иконы - русского письма. Главное паникадило тоже прислано из России. Сохранился мозаичный пол IV века с зымысловатыми геометрическими фигурами и загадочным петухом с надписью ИХТИС. Храм принадлежит ныне грекам и армянам православного вероисповедания и католикам. Святая святых - центральная часть церкви с православным престолом, алтарем и патриаршей кафедрой находится в ведении греков-ортодоксов. Над кафедрой - большая икона Рождества Христова в золотом окладе. Ее пожаловал наш соотечественник, известный государственный деятель, участник Бородинского сражения и министр народного просвещения Авраам Сергеевич Норов. С юга к алтарю примыкает армянский престол, за которым находится католический монастырь францисканцев с церковью Святой Екатерины.

Но Святая Святых церкви Рождества - это маленькая пещера под алтарем, куда ведут два входа... Мы - пред маленьким Алтарем Рождества Христова. Теплый ласковый свет от множества свечей и пятнадцати серебряных лампадок окружает серебряную звезду. На ней надпись по латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос - 1717г.». В небольшое круглое отверстие четырнадцатилучевой звезды можно опустить крестики, цепочки, записочки, освятив их и, стоя на коленях, молиться, молиться и молиться о здравии родных, близких и благодетелей. На противоположной стороне пещеры находится Алтарь яслей, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Ясли были глиняными, но святая царица Елена заменила их на серебряные. Три металлические решетки с пятью висящими над яслями лампадами почти не дают возможности рассмотреть их и приложиться. Напротив Алтаря яслей - Алтарь волхвов - место, где волхвы поклонялись Сыну Божьему.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец... И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2;9,11)

Вплотную к стене храма Рождества примыкает католическая церковь с монастырем Святой Екатерины, где совершается торжественная месса в ночь Рождества. Ее транслируют на весь мир. В центре уютного монастырского дворика возвышается статуя святого Иеронима - гуманиста, ученого, владевшего латинским, древнееврейским, греческим и арамейским языками. Последние годы своей жизни (с 385 по 420гг.) св.Иероним провел в пещере монастыря, работая над латинским переводом Библии. Две огромные пальмы по обе стороны памятника благодарно склоняют свои ветви - символы победы - перед трудом подвижника веры Христовой, чей образ запечатлен в многочисленных памятниках изобразительного искусства. Особенно привлекал этот образ нидерландских, итальянских и испанских художников, картины которых мы можем видеть в Эрмитаже... Вспоминается полотно Яна Сандерса ван Хемессена «Святой Иероним в пустыне».
Храм Рождества Христова

Неподалеку от церкви Рождества находится небольшая изящная часовня с фигурным фронтоном, словно растворяющимся в небе. Когда видишь ее текучие формы, нераспустившиеся бутоны цветов и икону с образом Богоматери, кормящей грудью крошечного Иисуса Христа, колени сами сгибаются в поклоне. Часовня стоит на улице Молочного грота, в ней находится камень. При кормлении новорожденного Богомладенца на него упало несколько капель молока и камень, бывший до этого черным, стал белым. Кормящие матери приходят сюда помолиться о прибавлении молока и соскрести с камня немного пыли.

...Находясь здесь в Рождественскую ночь с 6 на 7 января 1997 года, удивлялась множеству богомольцев, ожидающих Рождественскую службу. Были русские, греческие, сирийские, армянские паломники. В первом часу ночи к пещере спустились глава Палестинской автономии Ясир Арафат, рядом с ним оказался глава Русской миссии в Иерусалиме архимандрит Феодосий, митрополит греческий Тимофей, блаженнейший патриарх Иерусалимский Диодор, митрополит Фаворский Даниил, митрополит Кейсарийский Яков, а также особенно уважаемый всеми, Владыка Василий, представитель православных арабов. Служили на греческом, арабском и русском языках.

Господь наш Иисус Христос, милостивый ко всем, приходящим к Нему с радостью и печалью, своей любовью объединяет людей. Все мы, молившиеся в приделе Святителя Николая с изумлением наблюдали за ликом Спасителя, написанным на правой крайней колонне храма перед алтарем. Внимание наше было приковано к глазам, вернее, к двигающемуся зрачку правого глаза. Господь наблюдал за нами, воочию являя, что Он жив и любит каждого, пришедшего к Нему с покаянием и молитвой.

Это было второе чудо после схождения Благодатного Огня, которое я восприняла глазами и благодарным сердцем. Сын Божий строго и вопрошающе смотревший на меня, являл мне, грешной, Радость Рождества и Благодати.

Об этом явлении говорили все православные Святой Земли, обсуждая в храмах, в монастырях, в домах и на улицах радость встречи с явленным чудом.

Нас же, петербуржцев, с Вифлеемом когда-то связывала построенная талантливым архитекторм Н.Е.Ефимовым церковь Воскресения Христова в Малой Коломне на Торговой улице (на «козьем болоте»). Двухэтажный каменный храм русско-византийского стиля был заложен в 1847 и освящен в 1859гг. митрополитом Григорием. Уникальность храму придавала нижняя церковь - вертеп, в точности воспроизводившая Вифлеемскую пещеру. Были собраны все известные обмеры, зарисовки и описания церкви Рождества Христова на Святой Земле, использованы советы писавших ее художников братьев Г.Г. и Н.Г.Чернецовых и М.Н.Воробьева. В вертеп вел длинный, освященный лампадами проход. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, с надписью вокруг нее: «Видевшие звезду возрадовашеся радостию велию зело». Справа под каменным навесом с колоннами находилось место поклонения волхвов и пастырей. С потолка спускалось 47 серебряных лампад. Стены были расписаны на темы Рождества Христова. Вертеп освятил в 1880 году митрополит Исидор. Каждую пятницу в церкви служили Рождественскую вечерю.

Ныне этого храма нет, его взорвали в 1932 году. Напоминает о нем только одинокий гранитный камень в запущенном городском сквере на площади Кулибина.

Другую церковь Рождества Христова, построенную на Рождественнской улице (ныне 6-ая Советская) известным архитектором П.Е.Егоровым в 1781 году, ждала та же участь. Храмовая икона Рождества Христова сделала церковь особенно любимой для прихожанок, которые просили здесь Господа о помощи при родах и в воспитании детей. Здание церкви считалось памятником архитектуры, но и это не спасло ее от сноса в 1934 году.

...Печально, что в нашем городе нет теперь ни одного Рождественского храма. Но они должны появиться, ведь шествие России ко Христу, к истине, вере продолжается. Многие паломники из Петербурга стремятся на Святую Землю к священной пещере Вифлеемской звезды, источнице вечного света Спасения.

Вся земля да поклонится Тебе, и поет же имени Твоему вышний.