Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
На основании учения святых отцов писал об этом святитель Игнатий Брянчанинов. Духовный человек - это человек, осененный благодатью Духа Святого. В противоположность плотскому, который живет по страстям, по принципу: «Испытываю удовольствие - жизнь имеет смысл; не испытываю удовольствия - все безсмысленно». Но в противоположность и душевному человеку, которого святитель Игнатий обозначает непривычными для нас характеристиками. Душевный - это тот, кто верит в безсмертие души, осознает ее ненормальное, больное состояние, старается бороться со страстями. И иногда побеждает их, а иногда побеждается ими. Итак, духовных людей - тех, кто уже одержал победу над страстями, стяжал чистоту сердечную, а через это и вселение Святого Духа - таких людей на свете чрезвычайно мало.
И при этом: как смиренный человек никогда не скажет о себе, что он смиренный, так духовный не скажет, что он - духовный. Не скажет: «Я живу духовными интересами», или «я духовно совершенствуюсь», «я духовно обогатился», «я чувствую, что духовно вырос». А такие выражения приходится слышать от современных православных.
Духовность можно определить и так: это взаимная любовь Бога и человека (как сказано, «будет Бог всяческая во всем»). То есть идеал духовности - обоженность.
Хотя здесь, на земле, и духовность, как и все остальное, имеет подвижный, динамичный характер. Об этом можно подробно прочитать у епископа Варнавы (Беляева) в третьем томе «Искусства святости», - там развивается учение святого Иоанна Лествичника о разных духовных возрастах.
А в книге современного автора - митрополита Иерофея (Влахоса) в продолжение этой темы говорится о различных видах благодати: благодати очищающей (дающей покаяние), благодати просвещающей (дающей человеку очищение ума и откровение таин Царствия небесного), и благодати обоживающей. Именно о носителях благодати обоживающей можно сказать: духовный человек. «Обоженный человек вступает в общение с ангельскими силами, приходит к созерцанию Нетварного Света, и Святым Духом ему открываются глубины Божии», - сказано у митрополита Иерофея.
А теперь о наименованиях «духовное чадо» и «духовный отец». В православном понимании - это люди одного духа. В том смысле, в каком Христос сказал ученикам, когда они хотели свести огонь на непокорных самарян: «Разве не знаете, какого вы духа?»
И посему послушание духовному отцу - это не есть подчинение любой команде. Это не смирение забитой овцы, а дар слышания Божественной воли через усвоение духовного устроения своего отца. Усвоение это происходит незримо прежде всего через молитву, молитву друг за друга отца и чад его. Поэтому в письмах старцев мы встречаем выражение: «мое по духу истинное чадо». Значит, мало называться духовным чадом, надо стремиться к тому, чтобы быть со своим отцом «одного духа». Тогда, кстати, и вопросы многие отпадают - человек, усвоивший духовное устроение своего отца, приобретает осмысленное направление в жизни, начинает разуметь свой путь. То есть, учиться у духовного отца жить по-христиански, в духе Христовом, а не бегает к нему с вопросами по мелочам.
Закончим тем, с чего начали: всем нам далеко до истинной духовности, нам доступны только редкие моменты озарения Духом, пребывать Он в нас не может. А подлинно духовный человек - это тот, кто стал храмом Всесвятого Духа, тот, о ком сказал апостол Павел: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор, 2, 14-15)
Игумен Николай (Парамонов),
настоятель Троицко-Сергиевой Приморской Пустыни