Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В стенах Академии

ПАМЯТЬ О БУДУЩЕМ

Сербскую церковь мы знаем прежде всего как церковь сражающуюся, церковь действия, поступка. С переводами книг свт.Николая(Велемировича) и св.Иоанна(Поповича) мы начали узнавать Сербию созерцательную, молитвенную, богословствующую. Эту традицию продолжает и епископ Игнатий Браничевский. Мы записали его интереснейшее слово, которое он произнес на встрече со студентами СПБ Духовной Академии.

Зададим себе вопрос: что такое смерть? - Смерть - это разложение, распад, разделение. Если мы хотим победить смерть, то мы должны жить не как индивидуалисты, нам надо жить соборно. Церковь - это общение личностей. Православие является в мире, как Церковь, и именно так, никак иначе. Не как учение, доктрина, культура, а как Церковь. Это новая жизнь, личное общение, которое нам нужно сотворить по образу Божию, по образу Святой Троицы. Осуществляется это через Литургию. Так было в истории Руси. Она пришла к Православию не потому, что была просвещена, не потому, что знала Святое Писание наизусть, а потому, что душой почувствовала Божественное дыхание Литургии. И первыми книгами, которые были переведены с греческого языка на Руси, были книги богослужебные.

Сегодня мир, в котором мы все живем, это мир индивидуальностей. Каждый человек считает себя личностью только тогда, когда он побеждает, опережает другого человека, если он считает себя самостоятельным. Но для нас, христиан, так не может быть. Хотя во многом мы так и живем. А для истинных христиан личность может существовать только во взаимоотношениях с другим человеком. И идеал должен быть такой: когда у матери, например, умирает сын, то ничто не может ее утешить. Ей говорят: «У тебя еще есть дети. У тебя еще родится не один сын. Твоего ребенка взял Бог, ему хорошо. Его душа безсмертна, вы еще встретитесь». Но для матери умерший сын - неповторимая личность, и никто на земле его заменить не может. В этот час мать знает только одно: ее сына нет с ней.

Так и во всем - если мы кого-то любим, то никто другой его заменить не может; если нас кто-то любит, то только тогда мы и чувствуем себя личностью. А ведь именно это и есть христианский опыт, именно об этом говорил Христос: «Если вы любите друг друга, то люди узнают, что вы Мои ученики».

А мы забыли эту заповедь. Мы думаем, что можем спастись без общения с другими, что мы самодостаточны, что главное - это наш личный путь.

Современный мир ждет от нас, что мы принесем ему Благовестие о новой жизни, жизни литургической, которую мы сохранили в течение веков. И как сказал один из святых отцов, святой Максим Исповедник, «Если мир не станет Литургией, то его не будет вообще, он не сможет существовать». Св.Максим назвал мир «мировой Литургией». Именно этого Благовестия ждет от нас западный человек. Потому что он страдает от разобщенности, от индивидуалистического самоутверждения.

Нам нужно задуматься над реформой богословского образования. Духовные школы были устроены для того, чтобы заниматься доказательствами бытия Божия. Мы больше трудимся над тем, чтобы доказать, что Бог есть, чем жить с Богом. Это продукт нашего времени: эпоха рационализма в основу жизни положила ум, логическое размышление. Наше Богословие основывается на трех ступенях: Ветхий Завет - сень, Новый Завет - икона, Будущий Век - Истина.

Чтобы в таком мире Церковь нашла свое место, она должна пользоваться рационалистическим аппаратом. Но Церковь не подлежит логическому объяснению, она - чудо.

Католические и протестантские церкви пошли по такому пути: они стали вычищать то, что логически не объяснимо логикой знаний. Так они сделали скудной нашу веру.

Мы же идем по пути возвращения к Отцам. Нужно менять само устройство Духовных школ, потому что они уже более ста лет живут по протестантскому, западному образцу. Любая наука стала самодовлеющей, не зависимой от жизни. Это, может быть, нормально для всякой светской науки, но не для богословия.

В Сербской православной церкви сейчас создана комиссия, которая готовит материалы для реформы в духовном образовании. Надеюсь, что в ближайшие годы мы уже сможем изменить что-то в лучшую сторону. И радует, что все больше и больше молодых людей сознательно приходят в церковь, стремятся участвовать в ее жизни, стремятся к тому, чтобы получить духовное образование.

Мы должны идти вперед. Например, в сербском богословии свт.Николай(Велемирович) имел от Святого Духа помазание на вдохновенные проповеди, а св.Иустин(Попович) обладал научным взглядом. Нам сейчас нужно стараться соединить то и другое. И трудиться над восстановлением церковного порядка, потому что как христиане мы стали не соборными личностями, а индивидуалистами.

Человек идет в церковь и думает: «Я помолюсь, я буду причащаться, я буду исповедоваться». Местоимение «мы» очень редко услышишь. Человек может ходить в церковь долго, так и не зная в лицо своего епископа, не зная священников, которые служат в его храме, не зная прихожан. А где же тогда Церковь? Церковь - это и есть Православие, это живое общение, а не только правое учение о спасении одного человека.

Я назвал свою книгу «Память о будущем» потому, что суть жизни христианской - жить с сознанием Будущего Века, с сознанием будущего Воскресения. И это сознание дает нам только Литургия, Литургия, по слову св.Максима Исповедника, - это эсхатология, жизнь в духовном измерении грядущего.