Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ОГОНЬ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Мы сочли полезным познакомить читателей с рассуждениями о прошлом и настоящем России православного философа Александра Леонидовича КАЗИНА, доктора философских наук, профессора СПб государственного университета, автора историософского труда «Последнее Царство».

Со времен Крещения Руси Православие как чистое, неискаженное вероисповедание Христа становится средоточием, ядром духовной жизни русского народа. И какие бы беды потом ни потрясали Отечество наше (не будем идеализировать: русская история полна делами темными и греховными), но не изменила Россия главной идее своего спасения - Крестоношению. Хотя нередко она видоизменялась и под давлением враждебных Христу и русскому народу сил даже уходила с поверхности национального бытия.

Вспомним петровскую эпоху. Она, кстати, не на пустом месте образовалась, а подготавливалась предшествующими временами. Можно говорить и о призвании варягов, и о проникновении западных идей через Псков и Новгород, и о латинизации православной иерархии («украинское барокко»), и об обучении юношей на Западе при Борисе Годунове. Шаг за шагом нарастающий процесс апостасии - обмирщения веры и культуры - пытался подчинить себе Россию. В известном смысле Петр Великий лишь продолжил это дело, но продолжил так по-русски, что результат оказался во многом неожиданным для самих реформаторов. На ядро же русской цивилизации - православную веру и славяно-русский язык - Петр I не посягнул. Но возникло противоречие, которое живо по сей день: между сутью национальной жизни и ее внешними оболочками. Технологическими, государственными, социальными. Возникло целое сословие людей, русских по происхождению, но думающих о своей стране на языке чужой цивилизации. Сначала по-голландски, потом по-немецки, затем по-французски, теперь по-американски. Это противоречие между умом и душой России оказывает негативное влияние на устроение русской жизни. Приводит к кровавым трагедиям, вплоть до революций. Но несмотря на это, ядро русской цивилизации сохранилось, подчас в сокрытой форме продолжает существовать и двигает русскую историю вперед.

† † †

Историю великой страны с серьезными духовными и культурными традициями невозможно сводить только к заговорам. Тайные силы всегда существовали и продолжают существовать в истории, но не будем переоценивать их возможности. Говоря о русской трагедии XX века, приходится признать, что в нашей революции воплотилась собственная энергия России, представшая в материалистических, социалистических одеждах. Кроме верхушки большевиков, которых мы считаем виновными в революции, ее готовили и многие другие. Можно назвать Льва Толстого, чья проповедь расшатывала монархию, знаменитых деятелей «серебряного века», и прочая. Государь-мученик Николай Александрович во многом принял на себя грехи петербургской интеллигенции и бюрократии, которая не смогла, не захотела защитить русский народ от власти капитала. А народ не заступился за Царя, приняв его убийство как свершившийся факт.

Необходимо сказать, что в русской революции, как и самой коммунистической идее отразились безсознательные стремления русского человека к справедливости, к жизни по правде, а не по расчету, не по корысти, не по банковскому капиталу. То был неосознанный протест против власти капитала, которая, несомненно, является властью греховной. Думается, идеологи коммунизма понимали это, выдвигая лозунги, взятые из Евангелия. Печально, что интуитивный, искренний порыв русской души принял столь страшные формы. Так соблазнилась христианская душа России.

За жестоким и безблагодатным пожаром русской революции, вопреки свердловым и ежовым, надо уметь заметить и совсем другой - Божественный огонь русской жизни, который не только не угас в эти семь тяжких десятилетий, но временами разгорался все более. Этот огонь горел чистым пламенем в крестных судьбах русских новомучеников и исповедников, им опалены великое жертвы, понесенные нашим народом «за други своя» в двух мировых воинах. Несмотря на чудовищные гонения, сравнимые с временами Нерона и Диоклетиана, на разрушения церквей и казни священнослужителей и благочестивых мирян, Православная Церковь в России не была уничтожена. Она собрала сонм новомучеников, которые прославляются сейчас, готовится канонизация Царя-мученика Николая Александровича. Божественный огонь христианской любви горит и сегодня в каждом простом русском сердце, озаренном милосердием, состраданием, безкорыстным служением ближнему.

Святая Русь, заливаемая со всех сторон волнами мировой апостасии, ушла в глубину, но тайно продолжает жить во Христе. Католическо-протестантско-масонский Запад предпочел земные сокровища и теперь соблазняет ими широкий поверхностный слой русской жизни. Выбирать Крест вместо золота и меча - трудно. Советский мещанин обычно не задумываясь становится обывателем западного образца (а если повезет, то и «новым русским»). Выберет ли душа современной России родную глубину, дорогу царской Руси, или вслед за либеральной «образованщиной» даст увлечь себя иноземным поводырям?..

Капитализм как власть денег губителен для русской души. Подтверждением может служить трагедия нашего купечества. Говоря о финансовых истоках русской революции, обычно называют германский, иудо-масонский, еврейский капиталы, но забывают о деньгах родных купцов. Они наживали миллионы и сразу избавлялись от них: отдавали или на монастыри, или на театры, или на революции, либо пропивали, в глубине души сознавая неправедность бешеных денег. Россия не пережила протестантской Реформации, переключившей религиозную энергию народов с Неба на землю и ставшей на Западе духовной основой капитализма. Русский человек продолжал считать, что главное дело жизни - спасение души.

...Нынче на наших глазах терпит неудачу вторая попытка устроения на русской земле капиталистических отношений. «Новые русские» в глубине души знают, что они разбойники: если занимаешься наживой, стоит ли делать вид, что ты порядочный человек? Если уж деньги представляют собою высший принцип жизни, то «все позволено». И если идти по этому пути, то до предела, до безпредела. Человекобожеская цивилизация прогресса возможна на Руси лишь против веры. Но без веры русский человек долго не проживет. В этом случае Россия представит серьезную угрозу для всего мира: это будет мафия с атомной бомбой в руках. Духовная же история человечества завершится...

† † †

Наши дни, конечно, очень серьезное испытание для России. Не менее серьезное, чем трагедия начала века. Не хочется быть пророком, призывающим беды на голову своего народа, своих детей, но не исключено, что русская цивилизация в известных нам формах прекратит свое существование. Но каждый человек, который хоть раз открывал Священное Писание, знает, чем заканчивается история: не молочными реками в кисельных берегах, а Апокалипсисом, концом света и Страшным Судом. Все имеет свое начало и свой конец.

Если же русской цивилизации суждено сохраниться еще на «апокалиптические полчаса», возможны разные формы. Запад желает России вхождения в капиталистическую цивилизацию на чрезвычайно невыгодных для нас условиях: как сырьевого придатка и места сброса мировых отходов. Думается, ни один любящий свою страну русский человек не пожелает ей такого будущего.

Мы должны стремиться к формированию жесткой концепции русской государственности на основе православной веры, которая сформировала бы правила вхождения России в мировое сообщество в согласии с интересами самой России, а не всемирного капитала. Ведь Отечество наше продолжает обладать многими приемуществами, начиная от огромных запасов полезных ископаемых и кончая высокими технологиями во многих областях. Помочь России занять достойное место сможет только патриотически настроенная правящая элита, опирающаяся на православное сознание народа.

Радостно, что такая национальная элита начинает формироваться. В чем-то меняется настрой и тех, кто правит нынче. Об этом свидетельствуют последние события в Чечне, когда там, наконец, начались решительные действия. То, чего мы ждали давно.

Но положение продолжает оставаться очень серьезным, главным образом в информационно-концептуальном смысле. В наше время сознанием народа можно управлять почти на сто процентов, все зависит от того, в чьих руках будет находится информационное оружие, прежде всего TВ. От этого напрямую зависит судьба России. И пока мы имеем «общественное TВ» Березовского и «независимое TВ» Гусинского, положение наше представляется во многом безнадежным. Если ситуацию удастся изменить, и во главе нашего телевидения станут люди, мыслящие патриотически, не говорю - православные, хотя бы любящие Россию, положение может измениться, и довольно быстро.

Ведь нынешняя политическая борьба идет не между коммунистами и демократами, а теми, кому дорого наше Отечество, и теми, кому оно безразлично, кто готов торговать им направо и налево. Среди первых могут быть не только коммунисты, а среди вторых не только демократы. Важна не партийная принадлежность, а искреннее желание помочь России в нынешнем трудном положении.

† † †

До сих пор ни хлебом, ни властью, ни гордыней не удалось Люциферу соблазнить русскую душу. Страданием и терпением отводила она от себя врага. Бог даст, не удастся и впредь: Господь правит миром. Неправедный пусть еще делает неправду; нечестивый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр.22, 11-12). Ей, гряди, Господи Иисусе!

К сожалению, книги Александра Леонидовича «Последнее Царство», изданной Валаамским монастырем по благословению Святейшего Патриарха, уже нет в продаже. Но скоро увидит свет книга А.Л.Казина «Философия искусства в русской и европейской духовной традиции», куда отдельной главою войдет этот труд, раскрывающий авторский взгляд на пути России.

Записала М.Михайлова