Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Долги наша

ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА

«Дорогой Дмитрий Сергеевич! Вы - признанный символ добра уходящего двадцатого века. Жизнь Ваша имеет символический характер даже в деталях. Вы родились в начале ХХ столетия в императорской России, в православной семье, и Вам Господь даровал возможность в конце века быть участником торжественного богослужения у останков царской семьи.

Когда Россия погружалась во тьму диавольского безбожия, Вы вместе со многими, теперь уже прославленными новомучениками и исповедниками Российскими, несли свой исповеднический крест на Соловках.

Вы были свидетелем разрушения храма Христа Спасителя в Москве. Слава Богу, сегодня этот храм восстановлен.

Мы помним и знаем: когда началась в 1941 году война, Вы опубликовали вдохновляющую маленькую книжечку о подвигах верного служения Отечеству Святого благоверного Великого князя Александра Невского, Димитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского. Это случилось гораздо раньше, чем из уст руководителя страны раздалось: «Братья и сестры...»

Вы, можно сказать, открыли Божественный код Руси, России. Код этот прост и ясен - православная духовность. Руководствуясь им, Россия росла, крепла, украшалась. Вы всегда и везде отмечали, что понятие «духовность» весьма конкретное. Оно содержит в себе твердое правило - во всем должна быть мера, прочность, благо и красота. Вы даже еще точнее говорили - «форма дух бережет».

Вы создали целое направление, школу, которая в лихолетье сберегла много православных святынь. Вы были доброжелательны, просты, доступны. Вы - светлый символ эпохи. Но не все сегодня понимают и ценят этот свет», - так говорил о Д.С.Лихачеве при его отпевании в Князь-Владимирском соборе протоиерей Владимир Сорокин. В его словах отмечено главное - Дмитрий Сергеевич был «челом века, человеком-эпохой». Теперь, когда минул сороковой день со дня его кончины, мы осознаем, что с нами происходит то же, что когда-то происходило с современниками Блока (кстати, Дмитрий Сергеевич родился с ним в один день - 28 ноября). Прощаясь с тем, кто был символом времени, мы словно прощаемся со всем уходящим веком, со всем тем героическим, трагическим и добрым, что в нем было. И вступаем в неведомый ХХI век...

Бог подарил нам немало личных встреч с Дмитрием Сергеевичем. Но еще до этих встреч мы, студенты филфака Университета, слышали: «Опять Лихачева не сделали членкорром Академии наук», или «А вы знаете, что на его жизнь покушались и уже не первый раз?» Имя Лихачева было для нас всегда овеяно ореолом благородства и совестливости. Мы знали: он - носитель честности и правды в наше время, когда ложь неизбежна, хотя бы при сдаче зачетов по «научному» атеизму и столь же «научному» коммунизму.

Знаю людей, для которых приход к вере был связан с книгами Д.С.Лихачева о древнерусской литературе. Из них подчас впервые прочитывались страницы из Евангелия, узнавали о русских святых, о великом наследии Православия.

Дмитрий Сергеевич всегда очень бережно, с огромным вниманием относился к молодому поколению. У автора этих строк сохранился теперь уже драгоценный листочек с заметками Дмитрия Сергеевича по поводу одной юношеской литературной работы. Теперь я это читаю, краснея за себя и поражаясь такту и скромности Дмитрия Сергеевича. Никакого возмущения по поводу вопиющих ошибок, никакого менторства; вообще - спокойный, четкий, благородный тон. Этот тон был всегда свойственен Лихачеву. Он был вообще из тех, кто «поучителен весь» - его образ закончен и целостен, это образ «старинного благородства».

Более полувека Лихачев отдал науке. И почти 20 лет - защите и отстаиванию культурных ценностей. Хотя его «Записки о русском», опубликованные в 80-е годы в журнале «Новый мир», некоторыми культурологами были восприняты как поступок, не вполне соответствующий статусу мирового интеллигента.

Потом были десятилетия работы в «Фонде культуры», прием безконечных просителей в кабинете академика в Пушкинском Доме. В эти годы Дмитрий Сергеевич много реально помогал и организациям, и отдельным людям. Он никогда не отказывал в приеме, и даже трубку телефонную всегда брал сам и внимательно выслушивал все, что к нему обращали.

В 80-е, в начале 90-х годов было снято несколько документальных фильмов с участием Д.С.Лихачева, записано множество радио- и телепередач. Вероятно, на исходе своих дней Дмитрий Сергеевич ощущал себя «последним из могикан», и потому так много писал воспоминаний, много общался с детьми и написал замечательную книгу «Письма о добром». На эту книгу хочется обратить особое внимание наших православных читателей. Потому что, на наш взгляд, именно православный человек может вынести из чтения и даже перечитывания этой книги немало полезного.

Можете обвинить меня в субъективизме, но признаюсь: при чтении «Писем о добром» было стыдно за нас, православных. Строки Дмитрия Сергеевича звучали, как обличение: так часто за высокими фразами, за православной идеологией теряются простые человеческие качества - доброта, заботливость, верность слову и друзьям, совестливость. Вот примеры из книги, рождающие эти чувства и мысли. «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным и т.д. и т.п. - все это просто для человека и невероятно трудно для всех сразу. Вот почему надо начинать с себя». «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим, не портить другим настроение, быть всегда приветливым и веселым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе».

Еще одну грустную мысль вызвало это чтение, с которым вы можете опять-таки не согласиться: я думала о низком культурном уровне преобладающей массы православных людей. Это не было бы виной, а только бедой, если бы такое положение вещей не признавалось за норму. «Культуроборчество» у нас проявляется по-разному: начиная с того, что из программ уроков по литературе в православной гимназии выбрасывают произведения Л.Н.Толстого за то, что «он был еретик». И кончая тем, что современный писатель - церковный человек и пишущий на православные темы, не считает нужным знать правила русского языка. А «православные поэты» отрицают всю мировую классическую поэзию за то, что она «неканонична», «недуховна». Я не говорю уже о проявлении безкультурья в обыденной жизни. Так называемой «простотой общения» мы прикрываем нашу грубость и эгоизм, подчас нарочитое поругание человеческого достоинства, даже изощренное унижение называем святым именем послушания.

Дмитрий Сергеевич мог бы сказать о себе: «Я так живу, как я пишу». Старинное благородство воплощалось и в слове, в прекрасном русском языке, и в поступках. В «Письмах о добром» мы нашли отрывки, которые можно назвать словесным автопортретом Лихачева. «Нет лучшей музыки, чем тишина. Тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место». «Если он может восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценить другого по достоинству, если он несет ответственность в решении нравственных вопросов и обладает богатством и точностью языка - вот это и будет интеллигентный человек».

Все процитированные слова Д.С.Лихачев, конечно же, писал не прямо о себе, но для тех, кто знал его лично, очевидно, что все, сказанное в «Письмах о добром», рождено личным опытом. В этой книге вообще нет никакой отвлеченности, хотя, как и все, написанное Дмитрием Сергеевичем, она покоится на следовании традиции тысячелетней культуры. И в том числе и святоотеческой. Вот высказывания из «Писем», которые это подтверждают. «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». «Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать». «Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

В этих цитатах мы не встречаем церковной лексики, но рискну сказать, что дело в аудитории, к которой обращена книга и другие книги Лихачева. Он обращается к людям невоцерковленным и даже к неверующим, и, прежде всего, к молодым, к подросткам, он старается передать им «дар доброго отношения к миру». Разбудить всякую душу, которая «по природе христианка». Передать молодым дар заинтересованного, любовного и трудового отношения к жизни, к культуре, к людям, к Отечеству.

† † †

«Память - основа совести», - писал Д.С.Лихачев. Посему мы поставили над этой статьей рубрику «Долги наша».

Мы не писали о Дмитрии Сергеевиче при его жизни, не публиковали интервью с ним. Не хотелось участвовать в общей кампании создания вокруг него то ли ореола «светского страца», то ли чего-то вроде «свадебного генерала».

Публикации типа «последнее интервью Д.С.Лихачева», которые появились более месяца назад во многих изданиях, звучат как «закрытие темы». Мы же не хотим забывать Дмитрия Сергеевича. И вам советуем читать и перечитывать его книги. Это «питательное чтение» для души. Хотя, конечно, это не духовная литература, но, повторимся, не бывает ли так, что мы, питаясь только «духовным чтением», теряем душевную чуткость и внимательность? Такие книги Д.С.Лихачева, как «Письма о добром», «Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем», «Очерки по философии художественного творчества», «Записки о русском», «Поэзия садов и парков», а также тома воспоминаний и записных книжек отрезвляют нас от нашей мечтательной духовности.

Помяни, Господь, раба Своего Димитрия за то, что своими писаниями будил он в нас человечность и доброту, и сотвори ему вечную память.

Людмила Ильюнина