Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Протоиерей Валентин Мордасов (†1998)

ОБ ОБЛИЧЕНИИ

Желая обличить, пастырь Церкви должен с особенной осторожностью делать это; он обязан знать, кого и как должно обличать. «Слово обличительное, - учит свт.Тихон Задонский, - иначе говорится вообще, иначе к единому некоему лицу. Когда вообще говорится, то можно строже и острее говорить, дабы слышащие грешники почувствовали удар страха в сердцах своих и так бы от сна греховного пробудились». Проповедник в обличительном слове своем никого не именует. «Когда же к одному человеку хочешь обличительное слово говорить, - пишет свт.Тихон Задонский, - и за известный тебе и ему грех, в таком случае говори более мягко и осторожно, иначе, желая одному язву исцелить, еще более уязвишь».

Свт.Златоуст: «При сеянии семени три части семян погибли, одна только сохранилась, однако же сеятель не отстал от земледелия, но так как одна часть сохранилась, то и не перестал он трудиться над землею. Если не все меня послушают, половина послушает; не половина, так третья часть; не третья часть, так десятая; не десятая, так хоть один из такого множества послушает. Немаловажно спасти одну овцу; потому, что Пастырь тот (Мф. 18, 12), оставив 99 овец, пошел за одною заблудшею. И какое будет у меня оправдание? Не слышите ли, что Господь разговаривал с самарянкою и потратил тысячи слов? Не презрел ее за то, что она была блудница».

Слушатели по Златоусту, которые не прочь идут, но прибегают к укорившему, тем самым доказывают, что они не безнадежны к исправлению: таковые хотят исправиться, выслушав выговор. Если слово не отвлекло некоторых от порока, то, быть может, добродетельных укрепило в добре. И это великая польза!

При всех вразумлениях и обличениях нужно помнить, что поскольку надо всячески оберегать самолюбие собеседника, то в этих случаях беседа должна быть только вдвоем. При обличениях следует учитывать и духовное состояние того, кого мы обличаем. Старцы Оптинские, по большей части, обличали прикровенно (под видом какого-нибудь рассказа или события из их личной жизни). Таинственное вразумление - самое острое. Мы ищем убеждения, не насилующего нашей свободы.

Старший возраст (старцы и старицы) часто легко обижается, когда его начинают обличать и поучать, молодые - склонны к дерзости, поэтому и к тем и другим должно подходить с особым вниманием и не обижаться резко на эти, свойственные их возрасту, особенности.