Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дар Божий

К ПИШУЩИМ СТИХИ

Опять настала пора поговорить о поэзии. В нашей почте накопилось немало писем со стихами.

«Не ругайте их, пожалуйста, напишите добрую статью», - попросил меня редактор. Попытаюсь исполнить эту просьбу.

Читая письма и общаясь лично с нашими православными стихотворцами, я сделала для себя неожиданное открытие: все они - очень хорошие люди. Люди, страдающие от тех бед, которые обрушились на нашу страну, на тысячи русских скитальцев, на детей и стариков. «Не могу молчать!» - взывают своим стихотворным словом эти люди.

Часто на написание стихов вдохновили личные глубокие переживания: покаяние, печаль о потере близких или, наоборот, какие-то радостные откровения. Сердце человеческое жаждет личной молитвы, молитвы своими словами, о своих личных нуждах - так рождаются стихи-молитвы.

И пусть все эти стихи безпомощны с точки зрения строгого литературоведения: в них не соблюдены правила стихосложения, размер хромает, рифмы неточные, сравнения стертые, образы «заштампованные» - они все равно имеют право на существование.

Все дело в области их распространения, их значимости. Великие поэты, гении - создавали и создают стихи, которые звучат на весь мир, и творения на века переживают своих творцов.

Поэты «второго ряда»(есть такой термин у литературоведов) могут потрясти сердца только своего поколения и только своего народа. Поэты «третьего ряда» бывают услышаны и поняты только определенным типом людей. Есть, например, стихи для интеллектуалов, построенные, как шарады - и их способны понять и оценить только искушенные в такой поэзии люди. А есть «блатная лирика» - у нее тоже свой читатель.

А есть еще(это я уже придумываю условные термины) «поэты своего двора» - те, чей голос трогает жителей одного села или узкой дружеской общины или одного прихода или даже только одной семьи. Их стихи нужны, если они трогают хоть чье-то сердце. Но для других людей, не входящих в этот круг близких стихотворцу людей, его стихи - набор благочестивых фраз, к тому же не очень грамотно выстроенных.

В редакции газеты мы постоянно сталкиваемся с такой ситуацией: приходит человек, приносит свои стихи или посылает по почте, а потом звонит по телефону. И в качестве главного аргумента, негодуя на наш отказ их напечатать, говорит: «А моим друзьям эти стихи очень нравятся. А наша приходская газета их постоянно публикует. А батюшка мне велит писать стихи и он меня благословил вам их в печать отдать».

Как, не обидев человека, объяснить ему, что его стихи хороши для тех 2, 3, 10 или даже 100 человек, которые их слышали, но нельзя их тиражировать для 12 тысяч читателей?

Вся наша жизнь иерархична. Мы живем каждый как бы на своей ступеньке; и самое вредное и опасное для человека, когда он пытается занять чужое место. К стихам, вообще к словесному воздействию на души человеческие, это имеет прямое отношение.

Если ваши стихи кому-то нравятся, радуйтесь, благодарите этих людей, но не надо усиленно добиваться, чтобы их услышал весь мир.

И еще: просим вас не настаивать на том, чтобы мы давали литературоведческий разбор вашего творчества - мы не литературная газета, нас очень мало. Можем только дать один совет: сравните те стихи, которые вы собираетесь нам прислать, с теми, которые мы публикуем на нашей литстраничке «Глагол» или в нашей газете православных писателей «Горница». Может быть, и без ученых комментариев вам все станет ясно...

Закончу тем, с чего начала - существует великая загадка и тайна: гениальные поэты, создававшие художественно виртуозные строчки, не были, как правило, благочестивыми людьми, скорее наоборот, они страдали от всевозможных пороков. А среди благочестивых, святых людей так мало гениальных поэтов. Вероятно, разгадка этой тайны в том, о чем афористично сказал старец Софроний(Сахаров), который в мирской своей жизни был талантливым художником: «Искусство требует всего человека, в нем не допустим дилетантизм. Но и молитва требует всего человека». Надо выбирать.

Л.Ильюнина