Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

ИГУМЕН

«Настоятель не должен быть присылаем со стороны, но по согласному и единомысленному избранию всего собора и по совету умирающего настоятеля и по благословению митрополита. В настоятели поставляется тот из числа братии, кто всех превосходит разумом духовным, знанием Священного Писания и общежительного устава, а так же послушанием, отсечением своей воли, любовью, кротостью, смирением и другими добродетелями, и может словом и делом подать братии добрый пример». Этот отрывок взят нами из «Изъявления о чине и уставах» братства прп. Паисия (Величковского) - восстановителя русского монашества и старчества. В наше время первый пункт сего устава - а он есть в уставе всех общежительных монастырей - трудно исполним. «Какой мир - такой и монастырь» - есть поговорка. Послушники, будущие монахи приходят в монастырь из мира. А все мы - нынешние обитатели «земной юдоли» - немощны и физически и духовно. Такова в основном наша генетика. И самое печальное - мы очень самолюбивы, нетерпеливы, несговорчивы. Ведь уже не одно поколение воспитывалось под девизом: «Человек - это звучит гордо». Потому надеяться на единодушие при выборе игумена не всегда возможно. И потому самое трудное в настоятельском послушании, скажу опять словами Паисиева Устава: «создать братство, одушевленное одним общим настроением».

Посему чаще всего теперешние настоятели - это должность административная. Как сказал игумен одного из наших монастырей: «Как они могут мне исповедоваться? Ведь они же воспринимают меня, как начальника, который может наказать за проступок».

При том положении, в каком сейчас находится большинство монастырей - они или поднимаются из руин, или отстраиваются заново - игумену и некогда разбираться во всех сложностях в отношениях людей, их внутренних проблемах и смущениях. Игумены нынешних монастырей, как правило, вынуждены постоянно быть в разъездах по делам монастыря, а еще и «работать прорабом» на строительной площадке.

Но - да простит меня Господь за то, что рискую высказаться: «административный стиль» настоятельства выбирается, наверное. самим человеком. Если он так игуменствует, значит, для него это органично.

Если есть отцовское отношение, даже братское отношение к своим пасомым, то никакие хлопоты не помешают ему проявиться. И таких настоятелей, слава Богу, приходилось встречать. Они умеют поддерживать в братии бодрое, молитвенное и рабочее настроение. И достаточно для этого, порой, одного взгляда, одного шутливого слова, прикосновения. Но при этом еще и не дать распуститься, расслабиться - и не потому, что «вызов на ковер» устрашает, а потому что сам игумен являет пример монашеского жития. Пример не только в молитвенном и трудовом подвиге, а и во внимательном сострадательном отношении к людям.

Как потрясло, например, одного трудника-повара, который до этого бывал в разных монастырях, когда к нему на кухню пришел игумен для того, чтобы взять еду для больного брата и отнести к нему в келию. Как потрясена была автор этих строк, когда в первые годы возобновленной Оптиной Пустыни игумен Евлогий устраивал еженедельные беседы с паломниками. Сидели мы у его ног (на полу, на коврах) и, затаив дыхание, слушали его живую, яркую, исполненную духовной силы и любви ко всем нам беседу. Теперешний владыка Евлогий был отцом не только монашествующим, но и всем приезжающим всего на несколько дней в монастырь.

Какие поучительные аудиозаписи с беседами старца Софрония мы получали из монастыря св. Иоанна Крестителя в Англии. На них звучал и голос настоятеля этого монастыря - смиренно отвечающего старцу и бодро и весело обращающегося к братии.

Примеров можно приводить еще и еще, но сократим свою речь. Не по чину мирскому человеку, да еще и женщине, много разглагольствовать о таком высоком и тяжелейшем послушании, как игуменское. Надеюсь, что затронула я в этой статье только внешнее, никак не покусившись на духовный смысл игуменского креста.

Л.САМАРИНА