Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

МОЛИТВЕННЫЙ КРУГ ВЛАСТИ

беседа с настоятелем храма Покрова Божией Матери при Школе народного искусства императрицы Александры Федоровны архимандритом Иеронимом (Тестиным) Об общей молитве мы решили поговорить именно с отцом Иеронимом, потому что Школа народных искусств живет как единая семья. Родители, учителя и дети молятся друг за друга, откликаются на просьбу помолиться за близких и родных тех людей, кто связан со Школой каким-либо общим делом. Все это вызывает вопрос: насколько это правомочно для всех вообще христиан. Как мы должны относиться к часто слышанной всеми нами просьбе: «Помолитесь за меня, за моего мужа, сына, отца и т.д.»?

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите», - говорит Апостол в одном месте, а в другом: «Друг друга тяготы носите». Заповедь о единой молитве для православной Церкви естественна, как кровоток для организма. Мы - одно тело, и молитва друг о друге является принадлежностью этого единого организма. Канонически это закреплено в тех молитвах, которые мы слышим на Литургии - мы молимся «за всю братию, за все христианы», «о всех зде престоящих и молящихся», «о всяком граде, стране и верою живущих в них».

Другое дело, что современная церковная жизнь страшно искажена вследствие тех гонений, которые были пережиты. Самое страшное - это то, что нарушены нормы религиозного сознания. Мы сегодня чаще всего являемся христианами «каженными», то есть только кажущимися.

Вообще мера отношения к христианскому выбору у всех разная. Есть те, кто носят крест, иногда заходят в храм, но ведут грубую, страстную жизнь, иногда даже порочную. Формально эти люди являются членами церкви, потому что они крещены. И за них разрешается молиться. Но молиться за них очень трудно. Эта молитва вызывает у нас тяжелые переживания, приводит к тяжелым состояниям, иногда даже к болезням. Значит, не каждому из нас по силам молитва за таких людей.

Итак, молиться можно и нужно за всю Церковь, за всех православных христиан. Это наш долг, но следует понимать, что вступая через молитву в тесное единение с больными членами Тела Церкви, мы должны правильно оценить свои силы.

Но, думаю, что самостоятельно правильно оценить свои силы не может никто. Сам человек не должен окончательно решать, за кого ему молиться, а за кого - нет. Нужно обращаться к духовнику. Открывать ему: после молитвы о таком-то человеке мне стало тяжело. Как благословите - вымаливать его, посильно ли мне это? Или не душеполезно?

Опытный духовник определит, что важнее - молиться или поберечься. Часто люди просят: помолись за такого-то. Пожалуйста, прежде, чем согласиться, все-таки узнайте, за кого тебя просят молиться.

Узнайте, крещеный ли это человек, церковный ли это человек. Узнайте поподробнее, в чем его нужда. Лучше всего подать поминание в церковь. Но если у вас ничто не вызывает сомнения - молитесь и дома, если вообще в ваше молитвенное правило входит чтение личного синодика, что, кстати сказать, бывает крайне редко. Приведу пример из своего опыта: у меня возникло тяжелое душевное состояние, когда я включил в Синодик новых людей и стал за них молиться. В Псково-Печерском монастыре один опытный духовник на вопрос, что мне делать в этом случае, сказал: нужно последовательно сокращать поминание, пока не пропадет это состояние. Так ты выяснишь имя, которое тебя смущало. И нужно выяснить, что это за человек, что с ним происходит. Такой совет я получил от духовно опытного человека и следую ему.

Вообще за незнакомых людей надо браться молиться с крайней осторожностью. Мы, священники, к сожалению, часто встречаемся с тем, что даже верующие люди, постоянно ходящие в храм могут в поминальной записке написать такое: «О здравии к. Василия». То есть - кота Василия, И это не смешно. Священникам приходится платить за это собственным здоровьем. И тут не оправдывает то, что человек не знал, о ком он молится. В записках поминальных часто встречается такая абракадабра: имена, каких нет в святцах; имена, сопровождаемые всяческими эпитетами. Это страшно и опасно для того, кто стоит перед алтарем.

Незаконные прошения к Богу возвращаются к тому, кто творит безответственную молитву, не проверив, не узнав, за кого он молится.

В наше время особая тяжесть - молиться за пьяниц. Это трудноисправимый народ, у них повреждено главное - у них повреждена воля. Думаю, что молиться за пьяниц можно только по сугубому благословению. Нужно знать, относится ли этот человек к вашей духовной власти, входит ли он в ваш круг власти. Если он - член вашей семьи, или ваш близкий друг, или ваш старый учитель, или ваш благотворитель - вы несете за него ответственность.

У каждого человека есть свой круг власти - мера ответственности или, как в Евангелии сказано, «область», то есть то, что для этого человека предначертано, чем он должен распоряжаться. Если ты князь на своей территории, то на чужой территории ты - ничто. Или, например, если ты - священник, настоятель храма или монастыря, то ты распоряжаешься только в «своей епархии», а в другой ты не имеешь права указывать. Если ты директор школы, или редактор, или заведующий музеем или плодоовощной базой, то ты отвечаешь за своих подчиненных, а на другой службе ты - не указчик.

Часто мы все совершаем такую ошибку: мы хватаемся за чужие проблемы, не решив своих. Это тоже одна из ошибок сознания - сосредоточиться на решении мировых задач, отбросив свои личные. Так воспитывали всех нас при советской власти: важнее было отвечать за успехи колхоза «имени ХХ съезда партии», а не за то, что творится у тебя дома.

Так и с молитвой. Отдать можно только то, что сам имеешь. Помочь другим можно только тогда, когда ты у себя уже как-то поразобрался. Поэтому человек, который начинает кого-то спасать, когда у него собственные дети, например, не присмотрены, теряет все. Отсюда проистекает и уныние, и отчаяние - ты, не разобравшись, взялся не за свое дело, взял ношу непосильную.

Но черствость, бездушие, холодное игнорирование проблем других людей - это тоже крайность. Вспомним житие преподобного Силуана Афонского: старец много молился за других людей, отцы афонские сказали ему: «Что ты молишься за других? Надо молиться только за себя». Старец перестал молиться за людей - и благодать отступила, тогда он опять стал молиться за других людей - и Бог дал ему благодать молитвы за весь мир.