Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское православие

2.АФОНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Оговорюсь сразу: излагаю только свою точку зрения, собственные впечатления, а я вполне могу ошибаться. Но чем чаще бываю на Афоне, тем больше начинаю замечать там проявлений, свойственных современному миру. Ведь на Святую гору и приходят из мира. Приведу пример: на Афоне я встретил монаха, который сообщил мне пророчество: такого-то июля греческая драхма упадет на столько-то процентов. Он считал это очень важным событием и верил в точность сроков и чисел. Конечно же, «пророчество» не сбылось.

Вероятно, таких монахов на Афоне немало. Поэтому сейчас старцы и игумены монастырей много думают о влиянии современной жизни на духовный рост внутри монастыря. Меняется состав братии, меняется их психология, и это влияет на жизнь монастырей.

Например, в большинство греческих монастырей приходят люди с университетским образованием. Это значит, что свою мирскую жизнь они провели в больших городах - в Афинах или в Фессалониках. А жизнь там довольно благополучная, безбедная. Эти молодые монахи уже привыкли к комфорту, и к такой суровой аскетичной жизни, которой жили на Афоне еще лет десять назад, они уже не способны. Поэтому в монастырях сейчас меняется внешний образ жизни. Например, есть горячая вода, можно даже принять душ. Это уже противоречит традициям, ведь в некоторых монастырях была традиция не мыться вообще, а тут уже душ принимают... Встает вопрос: как бы все это не повлияло на духовный рост братии. Симонопетрские монахи, например, очень об этом заботятся. Внедрение цивилизации на Святую гору очень болезненно переживают старые монахи, которые пришли на Афон еще в 20-е годы этого века. Они видят в том, что происходит, утрату духовных устоев.

Но мыться или не мыться - это в конце концов не так уж важно, если это не влияет на молитву. Но вот что действительно серьезно: прежде на Афоне при обработке земли использовался только ручной труд, а теперь привлекают и технику. Так же и при выпечке хлеба, приготовлении пищи и пития. И у монахов появляется много свободного времени. Что с этим временем делать? - вот в чем вопрос.

Труд физический входил в рамки молитвенной жизни на Афоне, потому что мог производиться с молитвой. Сам труд как послушание - это одна из духовных категорий. Но ведь это не единственная и, возможно, не самая важная категория духовного делания. Если духовный рост, который достигался физическим трудом, можно получить каким-то другим образом, то в этом нет ничего плохого. Страшно, когда свободное время превращается в пустое время.

Но то, что в каждом монастыре есть старцы, которые думают над этим - дает надежду на то, что все наладится. Старцы решают все индивидуально - кому что полезно для духовного возрастания. В Симонопетрском монастыре, например, старец Емельян уже несколько лет болен, он не в состоянии с каждым монахом работать, как он раньше это делал. Поэтому он назначил несколько духовников - и они с ним постоянно советуются. Так бывает и в других монастырях. Каждый из монахов не брошен, имеет о себе духовное попечение. В Симонопетрском монастыре это попечение особо личностное: у каждого есть именно ему благословенное молитвенное правило. Кто-то больше читает, кто-то больше молится Иисусовой молитвой, кто-то молится уставной молитвой. Кого-то время от времени отпускают в гору, где в лесах есть хижины для уединенной молитвы. Но все зависит от того, какая будет духовная польза именно для этого человека. Нет общего правила, чтобы каждый год отправляться в гору одному и тому же монаху. Если его это ни к чему хорошему не приведет, зачем его туда отпускать?

Итак, Афон не является абсолютно отрезанным от мира. Там в какой-то степени присутствует все, что есть в мире. Скажем, произошло даже такое ужасное событие, как убийство. Оно случилось в этом году после ссоры рабочих.

Повторюсь: сами монахи очень разные. Есть те, кто пришел на Святую Гору, потому что их Господь призвал к духовному восхождению. А есть те, кто бежал из мира потому, что они не в силах выносить мир. И эти люди пришли на Афон лечиться.

Очень острый, злободневный, современный вопрос стоит сейчас на Афоне: отношение к всемирному экуменическому движению. Здесь, к сожалению существуют множество поводов для разногласий и разделений.

Но это особый разговор, и, Бог даст, мы вернемся к нему специально.

Павел РАК