Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА

Закатилось наше ясное солнышко,
Не слышны златострунные песни,
Не звучит тихий ласковый голос,
Не волнует души благовонье...

Содрогнись и привстань, человече,
Припади ко Христу с покаяньем,
Видишь, лучшие силы уходят,
Видишь, враг в полумраке крадется.

Белый сокол, любимец народа,
Пастырь добрый и чадам отрада,
Ты почто нас, родимый, покинул?
Без тебя мы сегодня сироты.

Слезы наши, как талые воды,
Соберется ль душа, вздохнувши,
Чтоб начать жизнь выкраивать снова
Иль латать скудной жизни прорехи?

Ирина НОВИЧКОВА

ЮНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ

«Настоящее детство и настоящая юность дают фон для всей последующей жизни в миру», - это высказывание справедливо и по отношению к приснопоминаемому митрополиту Иоанну. В издательстве «Царское дело» вышла книга - дневник 1945-1946 годов духовного отца владыки Иоанна митрополита Мануила (Лемешевского) «Божий виноградник». Из этой книги мы выбрали все упоминания о юном Ванюше Снычеве.

† † †

Верующие замечают, что мой Иван сильно похудел, побледнел, в лице осунулся, и начинают безпокоиться. Своими молитвами, поклонами и смирением он привлекает к себе сердца всех верующих...

Одна женщина принесла мне старинной иконописи и поблекшую икону св. апостола Иоанна Богослова. Ее выпросил у меня Ваня. Со слезами обратился он ко мне, встав на колени: «Благословите меня, Владыко, святой иконой сей, дабы молитвами св. Иоанна Богослова девственника Господь сохранил меня в девстве.

Я все совершил по глаголу его, со страхом благоговейным взирая на его озаренный небесным светом бледный лик. Что выйдет из сего отрока? Безпокойство охватывает меня за его ревность ко Господу...

Мой милый Ваня сегодня занес в келию составленную им по моему благословению «Молитву благодарения за день». Исправлю ее, и начнем мы с ним возносить ее ежедневно...

Ваня говорит, что он сегодня и вчера вечером испытал особое радостное настроение, великопостное, весеннее... И в глазах его чистых погружены думки о своем спасении...

Поручил Ване составление молитвы на день рождения, он с радостью согласился ее составить ради святого послушания.

Вечером подходит ко мне Ваня и говорит: «Мне любо и приятно Ваше послушание записывать жизнеописания подвижников и праведников нашего времени. Но еще лучше будет и спокойнее для моей души, если вы отслужите молебен перед началом этого доброго дела. «Хорошо, завтра я отслужу тебе».

Рано утром Ваня принес мне составленную им молитву на день рождения. Я заслушал ее. Написал он ее легко, и по размерам своим она не утомительна, удачна в выражениях, легка и ясна. У Вани, несомненно, имеется дар составления молитв на разные случаи. Ваня приобщался. Неземное беломраморное лицо...

Перед отходом ко сну постучался ко мне Ваня: «Владыка, как хорошо было бы ежедневно служить по вечерам краткий молебен Спасителю, Божией Матери и всем святым, а после него мне совершать каждодневно откровение своих помыслов Вам». Я одобрил его просьбу. Завтра составим краткое последование сего молебна... Я рад, что приохотил его к сонму русских святых и праведников, и он возлюбил мир этот полнотою своей душевной чистоты. На днях он составил мне наметки жизнеописаний оренбургских подвижников и хорошо, сердечно изложил свои мысли...

Ваня показывал написанные им иконы в хронологическом порядке: св. Георгий Победоносец на коне, Ангел-хранитель, Распятие, крест Голгофа с предстоящими. Спаситель во славе и Господь Саваоф. Краска на всех этих иконах сохранилась хорошо. Видна рука неопытная, но способная. Лики истинные, вдохновенные, духоносные... Я предложил Ване регулярно, как учебой, заниматься с иконописцем. Способности у него к иконописанию, несомненно, имеются...

Ваня посылает своим близким в Сорочинск три фотографии нашего Никольского собора со следующими характерными записями: матери - «Да утренеет дух твой, мама, ко храму святому»; Дарье Ефимовне - «Чертог Твой вижу, Спасе, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь»; Февронии, инокине, своей первой старице - «Дом Отца моего домом молитвы наречется»...

Ваня уехал в Москву. Каждый день верующие справляются о Ване: куда он делся, не болен ли, почему его нигде не видать. «Нам скучно без него», - заявляют многие старушки и женщины. Хорошо это. Ясно, что не только его благообразная внешность, но и духовная чистота и красота привлекают к нему многих верующих...

Сегодня мой новый диакон отец Иоанн, как стали величать его верующие, указал на тот жизненно-духовный путь святителя Николая, о котором прикровенно говорится в 10 кондаке акафиста святителю: Молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал еси.

Отец Иоанн у меня и Ваня, и старец. Дар рассуждения у него громадный... Почему я благоговею пред отцом Иоанном? Хочу воплотить в нем то, что на себе не удалось выполнить...

Сегодня снова служил обедню со своим юным диаконом Иоанном. Во время Херувимской и пресуществления Св. Даров, как река, льются слезы у него и, невольно, у меня. С таким страхом Божиим произносит он слова: «Сердце чисто...», - и последующие, с таким подъемом всемогущей веры пламенной и моего сравнительно холодного переживания этих святых моментов...

Ваня поведал мне один свой сон, виденный им в годы его духовного возрождения(1942-1944) и знакомства с о. Леонидом Смирновым в бытность его пребывания в г. Сорочинске. Я за послушание велел ему изложить его письменно: «Это я так приказываю тебе для того, чтобы ты учился излагать свои мысли, чтобы готовил себя в летописцы, ведь тебе предстоит записывать повествования о русских почивших и здравствующих подвижниках и праведниках.

СОН

Неизвестно почему он оказался на поле. То дивно, что перед ним расстилалось обширное вспаханное пространство, и то, что у него были необыкновенные семена, обладающие чудесным свойством. Он начал быстро рассеивать свои семена, и, к его удивлению, они моментально прорастали, тут же вырастали стебли и давали плоды. Плодов было так много, что они еле умещались на поле. «Но созрели ли они?» - подумал Иван и стал проверять их зрелость. Но какие бы плоды он ни смотрел - все были еще не созревшие. И так, осматривая, он постепенно подошел к середине поля. И что же? он видит, что середина не засеяна, и там лежит чудный, благоуханный животворящий Крест. Это был тот самый Крест, на котором был распят Сам Искупитель мира. О, какая радость охватила его! Он весь вострепетал при виде Креста. И ни о чем более не помышляя, он поднимает сей животворящий Крест, кладет его себе на рамо и несет с поля.

Когда он нес его, то все небо было покрыто дождевыми облаками, гремел сильный гром и ярко сверкала молния, а слева на него моросил дождь. Была грязь, текли ручьи, и по этой грязи он нес свою ношу в направлении села. Когда же он принес его в село, то положил Крест у ног своих. К нему подошла известная ему инокиня и сказала: «Знаю я тебя, ты ведь юродивый...»

† † †

Дерзнем сказать, что описанный сон, которым мы закончили подборку записей о владыке Иоанне, был пророчеством о всей его жизни. Он был воистину «не от мира сего» - юродивым, многое в его личности, словах и поступках была непонятно для мира. И нам еще предстоит из года в год открывать для себя подвиг жития владыки, осмысливать все сказанное им, сообразовывать его слово с тем, что происходит ныне в нашей стране и во всем мире.

Людмила ИЛЬЮНИНА

Митрополит Иоанн (Снычев)

РУССКИЕ

Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы - значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя - свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, откуда есть пошла русская земля, где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления - заплутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов.

Православность - непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия «русский» и «православный» слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно - с умыслом, злонамеренно и расчетливо. Знали, чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души...

Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского Православия. Первый наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он его понял и принял. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю.

Понятие «русский» не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения.

С нами Бог - помним ли мы об этом, русские люди? Разумеем ли, что сие не повод для гордыни и возношения, но великий дар, ответ за который держать России в последний день на Страшном Суде Христовом? С нами Бог - когда боремся со злом в себе и в мире, боремся без ненависти и мятежа, смиренно и нелицемерно. Но делаем ли мы это? С нами Бог, когда мы утверждаем на земли мир и в человецех благоволение, оставив распри и ссоры, обиды и честолюбивые вожделения, когда едиными усты и единым сердцем, совокупив святую ревность, жажду истины и стремление к праведности, устрояем свое земное бытие. Но так ли мы живем? С нами Бог - когда все силы наши направляем по велениям совести, дабы управить жизнь личную и семейную, общественную и государственную во всяком благочестии и чистоте, храня сознание высокого достоинства человеческого, не уподобляясь скотам безсмысленным в безоглядной погоне за удовлетворением страстей и похотей. Но стремимся ли мы к тому?

Если русские люди сумеют преодолеть междоусобицы и распри, искусственно раздуваемые врагами нашего Отечества, - мы будем неодолимы. Поэтому объединяться мы должны миром, а не насильно. Применение силы допустимо и оправдано лишь тогда, когда нет иного пути предотвратить большое несчастье или обезпечить безопасность людей. Например, во избежание межнациональных конфликтов или по борьбе с обнаглевшей мафией.

Стыдно сказать - официальные лица даже произносить слово «русский» в своих выступлениях стесняются. Все норовят как-нибудь обойти: то «российскими» людей назовут, то еще что-нибудь придумают. Вот и получается, что в эпоху «застоя» был у нас народ «советский», а сейчас - «российский», а русского как не было, так и нет. Мы с невероятной безпечностью относимся к своему национальному достоинству, забывая, что до тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни - мы и других не сможем научить нас уважать.

О БОЛЕЗНЯХ

Из беседы владыки Иоанна 10 мая 1993 года с сотрудницей Санкт-Петербургского радио Ириной Ваниной. Публикуется впервые.

В современных условиях жизни страждущий человек ищет любого способа для того, чтобы исцелиться. Поэтому появилось очень много целителей, экстрасенсов, гипнотизеров и даже колдунов. Церковь не может входить в союз с чуждыми ей силами. Она должна быть в стороне. Отношение Церкви к болезни противоположно тем, которые предлагают эти силы. Мы знаем, что болезни посылаются как наказание, как пластырь, исцеляющий человека. Подчас сама болезнь является целителем. Она приводит к покаянию.

А те, кто идет к целителям, они не задумываются о духовных причинах своей болезни, хотят без труда освободиться от своих немощей.

Церковь же говорит, что основа выздоровления - покаяние. А если человек внутренне, духовно потрудится над собой, тогда встает вопрос: нужно ли полное выздоровление? Ведь подчас просто необходимо пребывать постоянно в некоторой немощи естества, с тем, чтобы приостановить движение греха.

Я наблюдал такие явления, когда человек по молитвам освобождался от болезни, но скоро он срывался на всякие грехопадения. Природа людская очень слабая, и поэтому, подчас, лучше пребывать в болезни.

А если исцеления получены еще и от тех, кто оторван от Источника жизни и самостоятельно все трактует, то грехопадения могут быть самыми страшными.

Люди влекутся к легкому исцелению: экстрасенсы ведь никаких усилий от них не требуют. Так было и в Ветхом Завете. Когда Моисей встретился с фараоном, и фараон призвал своих волхвов, то они творили чудеса. Моисей бросил жезл, и он превратился в змея, это же сделали и волхвы и т.д.

Поэтому чудо и исцеление - не только от Бога могут быть. Так же как и болезнь может быть вызвана не только естественными причинами или послана как Божие вразумление, но может быть и следствием дьявольского наваждения. В таком случае требуется особое церковное вмешательство. В Евангелии об одной болящей скорченной женщине сказано: «Сию дочь Авраама на 18 лет связал сатана», - это именно дьявольская болезнь. И только Божья сила может от нее освободить.

Как ваше самочувствие, Владыка, и как Вы относитесь к профессиональной медицине?

«От многих грехов моих немощствует тело мое», - так могу сказать о себе. Не могу хвалиться здоровьем, у меня очень много недугов. Первый из них - сахарный диабет, которым я уже страдаю 30 лет, страдает и сердечная область, и повышенное давление, и нарушение кровообращения, и другое - много, много болезней.

К медицине я отношусь положительно, потому что в Священном Писании и у святых отцов сказано: врачами не пренебрегать, потому что врачи - от Бога.

Дар врачевания дается Богом, а лекарства - из той природы, которая сотворена Богом. Они помогают нам вытеснять недуги из организма. Поэтому к медицине я отношусь с большим уважением и благословляю труд врачей, чтобы они направляли все на благо человека.

Нам пишут

СПАСИБО ТЕБЕ, ВЛАДЫКА ИОАНН!

Я сама врач, но с тяжелым заболеванием легких находилась в больнице. Шел 21 день моего пребывания в стационаре, состояние было тяжелое, неоднократно возникало кровохаркание. Накануне Пасхи у меня начался озноб, поднялась температура, стало трудно дышать. Я обратилась мысленно к Господу, стала молиться, просить о помощи. И вдруг передо мною возник образ Владыки Иоанна в облачении. (Незадолго до этого я прочитала книгу о добром Владыке, она произвела на меня большое впечатление, я прониклась любовью к митрополиту Иоанну).

Владыка разговаривал со мной (голос был необычный - священнический), перекрестил меня, я закашлялась и почувствовала, что изо рта у меня выскочил какой-то большой ком. Назавтра температура нормализовалась, но была очень сильная слабость. Но на следующий день я проснулась здоровой и молодой: легкость во всем теле, как будто и не было болезни! Не знаю, что это было, но хочется верить, что мне помог Владыка Иоанн.

Сейчас работаю. Чувствую себя лучше, чем до болезни, что замечают окружающие. Стараюсь регулярно молиться, собираюсь на исповедь.

Спасибо тебе, Владыка Иоанн!

Татьяна Александровна

Слово горькой правды.

интервью с главным редактором издательства «Царское дело» Еленой Ивановной Душеновой

Вы - безсменный редактор всех книг Владыки Иоанна, которые выходили в издательстве «Царское дело». В чем была особенность редакторской работы с трудами приснопамятного митрополита Иоанна?

Сотрудничать с Владыкой я начала, можно сказать, помимо своей воли. В 1993 году возникла идея издавать книги митрополита Иоанна. После того, как вышла первая брошюра «Берегите Россию», составленная из статей, печатавшихся в приложении к «Советской России» - в газете «Русь православная» - стало понятно, что слово его нужно не только Санкт-Петербургской епархии, но и всему русскому народу. По благословению Владыки я занималась сверкой текстов его статей - вышла его первая большая книга «Одоление смуты». Потом мы решили переиздать книгу проповедей Владыки, которая когда-то выходила в Самарской епархии. Тогда мы уже оформились как самостоятельное издательство - в январе будущего года «Царскому делу» исполняется 6 лет. Самарская книга была издана «с голоса» - с тех магнитофонных записей слов Владыки, которые делались на протяжении многих лет. А их любовь к Владыке заключалась в том, что они сохранили в печатном тексте все разговорные повторяющиеся вводные слова или даже речевые ошибки. Так книги издавать нельзя. И тут я впервые пошла на прием к Владыке. Я очень волновалась, потому что я была уверена, что он просто меня выгонит - что же я приду к архиерею учить его, как надо писать и говорить. Я шла с уверенностью, что со мной даже говорить не будут и никакую книгу мы издавать не будем, и я спокойно буду заниматься другими делами. Я настолько волновалась, что даже выразить свои мысли не могла. Но мои ожидания встретить начальника не оправдались, Владыка принимал меня в своей келии. У него, видимо, болела спина, он сидел, завернувшись в платок, и был похож на доброго дедушку, так со мной и разговаривал. В ответ на мои слова о самарском издании он сказал: «Да я же им говорил. Я «мыкну», а они все это пускают в печать». Так вопрос с редактированием решился очень просто. Я спрашивала у Владыки разрешение изменить какое-либо неудачное выражение, и он с легкостью соглашался. Честно сказать, я не привыкла к такой работе с авторами, обычно приходится сталкиваться с настойчивым требованием «сохранить неповторимый стиль»... Следующая книжка, которую мы издали - это была его диссертация о церковных расколах 20-х годов. Эта работа мне очень понравилась, но было понятно, что она писалась в те годы, когда нельзя было говорить ни о ссылках, ни о тюрьмах, нельзя было упоминать ни Соловки, ни Колыму, ни какие-либо еще лагерные названия. Для меня это опять был очень тяжелый шаг - снова идти к архиерею и просить его о редактуре. Но опять не было никаких сложностей. Кроме того владыка исполнил мою просьбу - он написал вступление к книге «Церковные расколы в Русской церкви 20-30 гг. XX столетия» и заключение. Во вступлении он написал о том, почему тема церковного раскола актуальна и сейчас и более четко было определено понятие сергианства для широкого читателя. С благословения Владыки книги вообще выходили очень легко.

После его кончины мы подготовили к изданию еще несколько его книг. Особенным откровением была подготовка к печати магистерской диссертации «Духовно-нравственный облик русского архиерея». Работа, написанная с особым пиететом перед архиерейским служением, стала пророческой - все, что в ней сказано о владыках прошлых веков, воплотилось в самом митрополите Иоанне. Приведу пример: его забота о Церкви выразилась в том, что он все сделал для того, чтобы уменьшить налоги, не перемещать священников с места на место... Еще одна, казалось бы, бытовая деталь, которая говорит о многом - он на средства епархии обшивал все храмы, а не требовал, чтобы ему делали подарки и ежемесячные поборы.

Следующие книжки - это письма и воспоминания. Тут, конечно же, потребовалась редакторская работа - нужно было убирать длинноты в воспоминаниях, перерабатывать куски, написанные в слишком разговорном стиле, в письмах выбрасывать бытовые моменты.

Осталось ли что-то еще неизданным из трудов Владыки, его писем и воспоминаний?

Думаю, что никаких больших работ не сохранилось. В записях существуют лекции по гомилетике. Эти лекции он читал, когда преподавал в Семинарии при Жировицком монастыре. Эти лекции могут стать приложением к какому-либо переизданию книг Владыки. У самарцев сохранилось еще немало неизданных проповедей Владыки. Владыка, когда служил в Самаре, говорил проповеди по три, по четыре раза в неделю, многие из них хранятся в записях. Может быть, они с нами и поделятся, тогда мы с радостью издадим новую книгу.

В Самаре, как мы знаем, собрано немало и воспоминаний о Владыке, но они не торопятся с их публикацией, потому что живы еще те люди, которые в них упоминаются, и по другим причинам.

В Самаре есть музей митрополита Мануила, там хранятся материалы, связанные с Владыкой Иоанном, сохранилось еще много неизданных писем. Под Самарой в доме одной из монахинь - духовного чада митрополита Иоанна - тоже существует, можно сказать, его мемориальный уголок. Там хранятся личные вещи Владыки и часть архива.

Чем, кроме издания книг, занимается Общество ревнителей памяти Владыки Иоанна?

В этом году мы, Бог даст, установим на могиле Владыки Иоанна новый гранитный крест. Памятник же, сделанный скульптором Клыковым для нашего города, до сих пор нет возможности установить...

Главное же - это человеческие связи. Например, Владыка кому-то помогал при жизни, мы стараемся не оставить этих людей.

Да и вообще - придешь на могилку иногда и встретишь того, кого годами не видел. Владыка и после смерти связывает людей.

Судя по письмам мы видим, как растет почитание владыки среди простых людей по всей стране. Пишут часто люди, которые никогда не видели владыку, а только читали его книги. «Царское дело» уже в течение шести лет распространяет книги владыки по разным городам нашей страны. Свидетельство того, что они очень нужны люди - это то, что они выдержали за эти годы уже не одно издание. Сбылось то, что было сказано нами в некрологе: «И в скорби нашей верим, что духовное наследие почившего в Бозе старца на многие годы послужит всем, кому дорога Святая Русь, путеводной звездой к ее возрождению из сегодняшнего хаоса и смуты. Владыка Иоанн жаждал этого всем сердцем. Здесь, на земле, его оружием было слово - слово горькой правды, настоянное на великой любви. Ныне молитвы праведника о заблудшей России звучат на небесах, вблизи престола Божия».

Мы постоянно чувствуем помощь Владыки в нашем деле, иногда все кажется трудным, совершенно неразрешимым, и после молитвы, после поминовения Владыки все совершается с удивительной простотой.

Что вы сейчас готовите к изданию?

Надеемся, что в ближайшее время выйдет книга, название которой сейчас «Посох духовный митрополита Иоанна». Мы взяли все труды Владыки и сделали тематическую подборку: что Владыка говорил и писал об антихристе, о России, об экуменизме, о страстях, о добродетелях, и т.д. Это сжатые изречения, расположенные в алфавитном порядке.

Главная их направленность - показать людям, что общественно-политическая жизнь тоже должна быть духовной, что гражданственность и духовность взаимосвязаны. Недаром книги Владыки Иоанна выходят в серии «Духовное возрождение Отечества».

Митрополит Иоанн (Снычев)

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ

Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей) - это вопрос: «Воскреснет ли наша Россия?», - равнодушие и промедление недопустимы. Не первый год задаем мы его. Не первый год Православная Церковь, скорбя о померкшей русской славе, возносит ко Господу молитвенный вопль своих духовных чад, надеясь и веруя, что Воскресение совершится... Праздными, безпочвенными останутся все наши надежды на воскресение России, если мы будем оставаться все такими же, какими, по праведному суду Божию, мы потеряли ее, ибо это мы сами, а не кто-либо другой, в первую очередь виноваты в гибели нашей Родины. И теперь безсмысленно и неразумно толковать о том, как спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать: если мы нисколько не исправляемся, не изменяемся к лучшему, продолжаем упорно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живем как неведающие Бога, в нравственной нечистоте и распутстве, отказываемся от своего православного русского имени, думая лишь об устройстве своего благополучия, земной карьеры; если, страдая властолюбием, нелепым чванством и гордынею, понуждающими нас враждовать друг с другом по самому ничтожному поводу, мы не только не хотим по-братски, с любовью помогать и уступать друг другу, но клевеща и злобствуя, друг друга угрызаем и снедаем, по выражению Апостола (Гал. 5, 15).

Знайте все: Россия идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим. От нашего произволения зависит, станет ли этот путь дорогой к преображению России и русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти духовной и физической погибели.

Возрождение Святой Руси не может начаться иначе, как с воссоздания общенационального религиозно-нравственного мировоззрения, которое объединит народ вокруг его вековых святынь, восстановит историческую преемственность русской жизни, вдохнет в смертельно уставший, оболганный, обворованный и преданный народ новые силы, волю к жизни, веру в победу над врагами. Отсюда задача - оформить «русскую идеологию», доходчиво и здраво сформулировать ее, осознать самим и как можно быстрее донести до людей. Сделать это не так уж сложно, ибо милостью Божией мы сохранили Русскую Православную Церковь, содержащую в своих благодатных, любвеобильных недрах все, что для того необходимо.

Что же касается гибели России, то пророчества русских святых говорят не о ней, а о грядущем воскресении Святой Руси во всей своей силе и славе. Обогащенные страшным опытом прошлого, мы обязаны в будущем избежать роковых ошибок. Поэтому Церковь всех русских людей призывает к духовной бдительности, ведь именно потеря духовного стержня привела Россию к трагедии в XX веке.

Объединить - не значит командовать. Настоящее, жизнеспособное, внутренне прочное объединение происходит не внешним, организационным путем, не под давлением силы или выгоды. Оно происходит только на основании общего мировоззрения и миропонимания, общего толкования понятий добра и зла, того, что «можно» и что «нельзя», что допустимо в общественной, личной, семейной и государственной жизни, а что - нет. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий единым сердцем, - неодолим. Так вот, Церковь может - и станет опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

На дело воссоздания Святой Руси никакого специального благословения не надо. Вы и так имеете его - внутри себя.