Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ...

Размышлениями о современной церковной жизни делится профессор СПб Духовных Школ, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН:

В нашей Церкви за времена советского пленения утерялся наступательный дух миссионерства. Вспоминаются столкновения с уполномоченным по делам религии. «Запомните, - твердил он нам, - законом закреплено: вы должны удовлетворять потребности верующих. Когда вас спрашивают, отвечайте. Но если проявите какую-либо религиозную инициативу, то по закону подлежите изоляции». Это была официальная линия государства. Будем учитывать: в советские времена государственная власть и церковная элита, во всяком случае после войны, нашли общий язык. И сложившееся положение устраивало всех. На психологию православного духовенства это оказало влияние, легло на благоприятную почву. Требы совершаются, денежки идут. Сменялись поколения, осталось лишь духовенство, воспитанное в советское время. И теперь, уже после десятилетия свободы, из уст наших иерархов по-прежнему звучат речи о том, как гнали церковь при советах. Уже давно должны были быть разработаны конкретные благотворительные программы помощи детским домам, больницам, тюрьмам, которые хотя бы частично финансировались из церковного бюджета. Но на епархиальных советах эти вопросы так и не решаются. Ситуация эта характерна для всех епархий, для всей России, судя по церковной прессе.

С другой стороны, особенностью нашего времени является то, что в Церковь пришло много новых людей, порою с комсомольским, партийным, профсоюзным прошлым. Они несут в себе некую воинственность. Этим новоначальным неведомо пока, что в Церкви действуют каноны, что жизнь Ее строится на началах соборности, смирения, терпения. В новых прихожанах крепок еще советский режимный менталитет, что питался образом врага. И наши православные не ощущают себя полноценными православными, если рядом не находят врага, еретика. Еретиков, конечно, хватает. Но в жизни церковной наблюдается некое нагнетание, поиск противостояний: экуменист - ревнитель канонов, консерватор - либерал, почитатель Царя - не почитатель, жидомасон - не жидомасон, монах - белый священник.

Свежий пример. Привезли в Петербург мироточивую икону Царя Николая II. Слушаю наше радио. Там уже ведется учет: кто из священников икону принимал, кто не принимал, делается вывод о разделении епархии. Женщина причитает: «Дорогие братья и сестры, над батюшками, принимавшими икону, нависла черная туча...» Послушайте, почему мне, члену Епархиального совета, ни о каких тучах неизвестно, а журналисты уже настраивают слушателей, сеют раздоры? И это приносит свои плоды. В церковь Новомучеников и исповедников Российских приходят люди: «Хотим почитать у вас акафист Императору Николаю II». Отвечаю: «Я вам не разрешаю». «Как так, вы против Царя...» «Не надо, - говорю, - меня противопоставлять Царю. Существуют церковные каноны, дисциплина церковная. По Ксении блаженной, по Иоанну Кронштадтскому до их канонизации больше ста лет служились панихиды. После причисления к лику святых в Церкви служатся молебны, читаются акафисты. Давайте отслужим панихиду». - «Нет».

Будем помнить: образ святого должен созидать, объединять. Не нужно разделять Царя-батюшку, один он у нас. Я - за благочестивое почитание, за прославление царственных мучеников, за спокойное, естественное развитие церковной мысли. Но против того, чтобы ставить человека в противоречие с канонами и совестью.

Да, мы разные, мы так сотворены. И не нужно стремиться выравнивать всех под одну гребенку. Господь избрал не одного, а двенадцать разных апостолов, об одном событии мы имеем четыре различающихся между собою Евангелия. Церковь наша допускает разномыслие.

Один из нас знает больше о царствовании Николая II, его личности, другой меньше. Быть может, время должно нас сблизить? На мой взгляд, вопрос с канонизацией царской семьи медленно, но верно созревает. Не нужно истерии вокруг. Образ Царя - не та фигура, вокруг которой нужно кричать. Пред ним надо благоговеть, рассуждая спокойно и трезво. Почитайте, молитесь, изучайте документы, собирайте конференции, служите панихиды, но не нарушайте церковных канонов, что даны нам для того, чтобы удержать нас в единстве, чтобы являть Церковь прекрасным букетом. Если есть на то воля Божия, Царь наш будет прославлен.

Я - сторонник разных мнений. Некоторые наши священники участвуют в работе протестантских, католических радиостанций. Ко мне тоже неоднократно обращались с радио «Теос», но я отказывался. Ведь после моих слов там продолжилась бы своя программа, содержание которой мне не близко или даже неприятно. Я не могу выступать в таком окружении. Других священников это не смущает, они так осуществляют свое право выбора места своей проповеди.

† † †

Вся наша церковная атмосфера пропитана духом катастрофичности. Взгляните на книги церковных лавок. Их темы: апокалипсические «пророчества», перечни грехов, тайны бесовские, и - труды по аскетике - это людям-то, вчера переступившим церковный порог. Мрачные облака нависают над душою от этой картины, и уже трудно пробиться сквозь них лучику радости.

Но ведь в церковь человек приходит за другим. Его одолевают скорби, беды, грехи. Он идет в храм Божий за утешением, светом, Радостью Небесной. Вспоминается случай, рассказанный прихожанкой. В свой день Ангела она пошла в один из петербургских храмов. После литургии батюшка сказал проповедь. О войне в Чечне, о врагах-еретиках, о том, что Царя не почитают. Она пришла ко мне: «Все, что собрала душа за богослужением, все рассеялось. Не рада, что и пошла в церковь». Это прекрасная христианка, труженица. После подобных историй хочется пожелать этим батюшкам, чтобы им стала доступна Благая весть. Ведь Благую весть принес нам Господь, а не худую. Чтобы человек смог ее воспринять, он должен подготовиться, а церковные таинства - ему в этом помочь. Но с сожалением приходится наблюдать, что хорошие люди, втягиваясь в нашу церковную жизнь, становятся агрессивными.

Да, жестокий, злой мир постоянно делает Церкви вызов, провоцируя Ее ответить злом на зло. И дело христианина научаться не делать этого. Увы, наши православные постоянно находятся в оборонительной позиции. Даже если на них никто не нападает, у них выставлен кулак. Знай, мол, наших. А с ними, может, просто хотели вступить в диалог. Может неуклюже, неумело, но не враждебно. Помню, еще в советские времена, ко мне обратились со словами: «Товарищ поп...» Удивился, конечно. «Простите, пожалуйста, но я не знаю, как к вам обратиться». Можно обижаться, но надо же понимать, что причина - в десятилетиях раcцерковления народа. Нужно помогать людям, учить их, а не сердиться. И в этом деле, в деле просвещения, просвещения грамотного, миряне могли бы оказывать священству большую помощь. Каждый христианин должен дать ответ вопрошающему с кротостью и благоговением - учит нас апостол Петр.

В праздник Торжества Православия на молебне мы читаем евангельский стих: ...Если же не послушает тебя брат твой, возьми с собою еще одного или двух... если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, яко язычник и мытарь (Мф. 18, 15-17). Можно различно толковать эти слова. Для наших патриотов однозначно: раз язычник и мытарь - пошел вон. Но Господь пришел и к язычникам, и к мытарям. Я эти слова понимаю так: все, что ты делал прежде с этим человеком, которого хочешь обратить, оказалось недостаточно для него. Нужно начинать все сначала и не терять надежды. Не отталкивай его, не гони прочь. Не для того ты призван быть христианином. Ты призван победить. По-разному можно и побеждать. Первые христиане побеждали не словом, а добрыми делами. Как Господь не отвернулся от разбойника, так и мы должны понуждать себя не отвергаться даже самого последнего грешника.

У нас же пока едва теплится дух общины, дух терпимости, желание понять друг друга. Мы охотней ищем отличий друг в друге, чем того, чем мы схожи. Хотя вся миссия Иисуса Христа, апостолов состояла в поиске того, что может объединить людей.

† † †

Все эти болезненные процессы поражают и православную прессу, которая своим назначением как раз и призвана просвещать. Увы... Если ваша газета обычно старается выдерживать свои материалы в духе мирне, то о других этого не скажешь. Некоторые передачи «Православного радио Санкт-Петербурга» мне нравятся. Но порой очень скорблю от того, что глаголют его авторы. Дорогие, раз вы выступаете от имени святого Православия, это ко многому обязывает. Если не знаете еще чего-то - обратитесь к знающим пастырям. Ведь Господь дал вам совесть, не теряйте же ее.

Некоторые православные издания относятся к канону как к дубине, которой огревают всех и вся. Но канон - это направляющие сигналы, которые Церковь расставила на нашем пути, чтобы мы меньше шишек набивали, чтобы быстрее двигались к Царству Небесному. Подобным образом бомбить всю систему, настраивая монахов на Синод, на Патриарха, подрывая церковную дисциплину - занятие страшное. Ведь схема этих действий уже опробована. Так начиналась пресловутая «демократия», в результате чего развалили страну, супердержаву. Сами же развалили. Все свои диссиденты-«страдальцы». Показывайте теперь пальцем на американцев. Нынче такие же диссиденты от Церкви разваливают Церковь. Или эти люди не понимают всей серьезности затеянного ими дела (тем более не имеешь права, не доучившись, учить: слепой ведет слепого), или это сознательная провокация. Страшилка-экуменизм, которым пугают авторы этих изданий - ужасен, конечно, я бы сам с таким боролся. Но в жизни его нет и никогда не существовало. Святая Церковь не пострадает от этих нападок, конечно. Но людям, что, подобно червякам, подтачивают каноническую структуру, - горе им.

Журналист должен ответственно относиться к своему слову. Ведь разные люди ему внимают. С разной психикой, разным образованием, с разными представлениями и настроениями. Один читает для назидания, другой выискивает аргументы для своих идей.

† † †

Не забудем: противопоставить, разделить, разрушить - миссия диавола. Церковь же - созидает и на злобные вызовы мира отвечает светом своего доброделания. Посмотрим: сейчас грозит война с мусульманами. Отчего? Оттого, что не было диалога с ними. Нам может нравиться ислам, или не нравиться, но если мы не будем вступать с ним в диалог, он будет еще агрессивнее. При Царе-батюшке существовала Казанская Академия, которая занималась вопросами диалога с мусульманами. Не противостояния. Что поделать, если Россия многонациональна. Как бы ни поносили нынче советские времена, тогда каждые четыре года созывалась Международная конференция всех религий. Диалог продолжался (обсуждать догматы веры никому и в голову не приходило, что бы ни сочиняли теперь наши архипатриоты), религиозных конфликтов не было. Да, была и жесткая власть, жесткое государство. А после развала Союза началось: у нас патриоты, у них фундаменталисты... Какие диалоги могут быть. Надо понимать, что наши беды - продолжение нашей нетерпимости, самочиния.

Эти бы силы, время, таланты и энергию, что затрачивают на борьбу с «врагами» некоторые наши братья во Христе - да на добрые дела. Сколько больных, престарелых, сирот ждут нашей помощи. Не худо бы узнавать опыт церковного социального служения тех же католиков и лютеран. У них каждый нуждающийся на учете.

...Повторюсь: мы ждем от мирян помощи в благотворительных, миссионерских делах, катехизаторских, педагогических. Но старайтесь не разжигать собственные страсти, тем более не заражайте ими других.

От редакции: Предваряя возмущенные звонки и письма, просим наших дорогих читателей быть терпимыми к мнению других, не бросаться в крайности и не навешивать ярлыки. Мы тоже не совсем согласны с этой статье - в частности, с принижением опасности экуменизма для Церкви. Но - давайте учиться слушать друг друга.