Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

ВРЕМЯ ПЛАКАТЬ И ВРЕМЯ СМЕЯТЬСЯ

На написание этой заметки нас вдохновило слово протоиерея Виктора Грозовского, сказанное на встрече редакции с читателями: «Православный человек даже обязан быть эмоциональным, живым, горячим. Хотя надо отличать эмоции от страсти. Наш идеал - безстрастие. Апостол Павел порицал тех, кто тлеют, как головешки. Такой человек не может зажечь ни в чьей душе огонь. Я ратую за то, чтобы мы были горячими, но меньше бы грешили. Потому что страсть пожирает человека. Но и страсти надо сопротивляться с горячностью, то есть эмоционально».

† † †

Трудно нам разобраться с нашими эмоциями. Часто мы впадаем в две крайности: или буквально захлебываемся в океане чувств, или храним гробовое спокойствие, вероятно, принимая сие за проявление безстрастия. Недавно мне рассказали о трагической истории одной семьи. Все происшедшее подтверждает, что нельзя прежде времени «записаться в святые» и подавлять свои эмоции.

От женщины ушел муж. Она не стала плакать, упрекать его - собрала себя в кулак. Стала ходить каждый день в храм (с тремя детьми, один из них - грудной). Теперь лежит в психиатрической больнице, как говорят врачи, в безнадежном состоянии. Детей пристраивают по детским домам. Психологи учат: «Переживания, загнанные внутрь, разрушают человека». Старцы говорят проще: «Ты плачь, не стесняйся. Не мучай себя».

Как и при решении других проблем, нам и в этом случае надо задаться вопросом: а как Господь? Разве Евангелие - не эмоциональная книга? Разве Благовестие сказано тоном холодного ментора? Слова Господа, обращенные к народу, к ученикам, к фарисеям, к Марфе и Марии, к Пресвятой Богородице полны разнообразных эмоций. А какие подчас полярные эмоции выразились в посланиях апостольских! От обращения «детки мои» до обличительного «сборище сатанинское». В Откровении Иоанна Богослова на все времена дано определение меры эмоциональности для христианина: «знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»(Откр. 3, 15-16)

Конечно, сразу же встает вопрос о проявлениях горячности. У Апостола речь идет о горячности веры, о горячности духа. А не о том, чтобы быть громогласными, шумными, излишне говорливыми, какими бываем, увы, почти все мы - православные женского рода.

И, увы, увы, мы с большой легкостью проявляем вовне чувства гнева, обличаем, спорим, укоряем. А вот чувства добрые почему-то не умеем выражать... В житиях святых мы находим множество примеров особой ласковости обращения с людьми. Святые старались, что называется, приголубить человека - обнять, поцеловать, погладить по головке, по плечу постукать, к груди прижать. А сколько ласкательно-уменьшительных наименований мы находим в письмах, в завещаниях духовным чадам. Сухость, которую мы сами считаем сдержанностью, а иногда и явная наша черствость по отношению к людям - не удел святых. Естественно, дело не во внешнем, а во внутреннем. Всем знакомо, какое чувство фальши возникает, если человек просто по привычке называет всех : «родной мой, возлюбленный, чадушко мое, братья и сестры». И вообще склонен к неестественному сверхэмоциональному общению.

† † †

Наша негармоничность, неумение когда надо - сдерживать, а когда надо - проявлять эмоции, все портит в наших отношениях с людьми. Мы все в основном - люди настроения, то есть эгоисты. Хорошее у нас настроение - мы улыбаемся, шутим, смеемся. Иногда и утомляем этим окружающих, не видя, что ближний наш в данную минуту не склонен к тому, чтобы шутить, балагурить и смеяться. Плохое у нас настроение - мы раздражение срываем на всяком, кто под руку попадется или же унылостью своей заполняем все вокруг. Итак, наши эмоции, увы, слишком тесно связаны с нашим настроением.

Но есть такое замечательное выражение: «ровный человек». Не спокойный, не тихий - это как-то скучновато, а именно ровный.

Таких людей, слава Богу, приходилось и приходится встречать в жизни. Обремененные заботами, болезнями, иногда сугубыми нападками на них клеветой и унижением, они остаются эмоционально-светлыми. Они не перекладывают на других свои проблемы. Они отдавают их Богу.

† † †

В наше время массовых психозов и неврозов особенно остро ставит вопрос об эмоциональном соответствии человека. Об этом пространно говорится в труде игумена Евмения из Макариево-Решемского монастыря «Пастырская помощь душевнобольным». Среди различных возможностей оказания помощи болящим, да и всем вообще духовным чадам отец Евмений называет «личные эмоциональные отношения духовника с духовным чадом. Именно живая, эмоциональная связь, личностные отношения, а не внушаемость или навязчивая привязанность». Хотя именно от духовника требуется великое искусство, чтобы «не поддаться эмоциям пришедшего к нему человека» и своим собственным. В качестве примера приведем замечательный рассказ из жизнеописания одного из оптинских скитян - схимонаха Диомида. «Он уже достиг преклонных лет, вел строгую монашескую жизнь и, как передавали старожилы-монахи, имел желание поучать людей, но не имел опытности духовной и старческого искусства. Придет, например, к нему как к старцу кто-либо, отягченный грехами, с тем, чтобы открыть ему свою жизнь и получить от него добрый совет к исправлению ее. Но о.Диомид, выслушав откровение, с ужасом начнет говорить ему в таком тоне и роде: «О, да как же ты смел делать то и то! Да тебе и спасения нет. Ты попадешь в тартарары на вечные мучения, и выпуску тебе оттуда никогда не будет!» Через это посетители приходили в такое смущение, что впадали в совершенное отчаяние. Но вот кто-либо из монахов направит его к старцу отцу Леониду». То, как излечил преподобный Леонид своего собрата от резкости - тоже проявление эмоционального живого поведения, но освященного святой мудростью: «В один великий праздник, в зимнее время собрались скитяне в келью старца для чаепития. Видя, что о.Диомид не пришел, старец приказал его позвать: «Сходите за ним опять и принесите его на руках, если не пойдет. А когда понесете, - прибавил старец, - бросьте его в сугроб». Когда все это случилось, старичок, выбравшись из сугроба. со всех ног побежал к старцу с жалобой, что его обидели. Понятно, что из этой жалобы ничего не вышло, а только чаем о.Диомида напоили да в келию и проводили».

† † †

Лучший путь к благоустроению эмоций - это молитва. Если человек перед Господом изливает свою печаль и свою радость, то он никогда не покоробит людей неестественностью. Даже если он будет в их обществе молчать, не скажет ни слова, то эмоциональной напряженности не возникнет. Если он будет жизнерадостен, весел, то никого не оскорбит легкомыслием.

Прекрасный памятник живых, эмоциональных откровений - Псалтырь царя и пророка Давида. В этой книге нет ни одной неэмоциональной молитвы: здесь и скорбь, и гнев, и торжество, и страх, и любовь, и слезы покаяния, и воинские кличи, и погребальные сетования, и дерзновенные призывы, и суровые обличения, и многое, многое другое. Во время царя Давида моления эти сопровождались игрой на музыкальных инструментах, что еще увеличивало их эмоциональность. А сам царственный пророк однажды даже скакал вокруг ковчега Завета в духовном ликовании.

Многие святые дней древних, многие старцы последних времен сами любили читать Псалтырь и благословляли на это своих чад. Ибо псалмы Давидовы оживляют душу, воскрешают ее - по слову преп. Нектария Оптинского.

† † †

В нашем рассуждении об эмоциональной жизни человека, конечно же, немало субъективности.

Эмоции - это то, что крепко связано с не изменяемой никакими усилиями такой основой характера, как темперамент. Даже святые люди несвободны от этой зависимости. Суровый человек и святым будет суровым, а мягкий человек будет мягким святым - этот закон прочитывается во многих житиях.

Зависит наша эмоциональность и от нашего телесного здоровья, и даже от общей конституции тела. Зависит от того, как нас воспитывали, какие вообще у нас были отношения с родителями. Есть такая аксиома: настоящее детство и настоящая мать создают фон для всей последующей жизни в миру. Этот фон и есть основа нашей эмоциональности: либо мы оптимисты, либо пессимисты. И преодолевать эту, накопленную годами, природу чувств очень трудно. Трудно, даже если человек, борясь за святость, побеждает страсти.

† † †

Мы не призываем к тому, чтобы предаться сентиментальности или ревности не по разуму, кем-то именуемой духовной горячностью. Вернемся к слову отца Виктора, вернее, к святоотеческому учению, наш идеал - безстрастие. Для того, чтобы эмоции наши были чисты и неразрушительны для нас самих и для окружающих нас людей, нужно бороться со страстями. Святые отцы дают практические указания, как это делать: если ты гневлив и раздражителен, направь эти эмоции на самого себя, на свои недостатки, а не на других людей. Если ты весел и жизнерадостен, ищи безгрешную пищу для твоей веселости - чтобы не впасть в легкомыслие и не стать пустосмешкой. Если ты расположен к печали, то направь это на те случаи, когда, например, ты мог сделать доброе дело, а не сделал, или наоборот, навредил кому-то. Главное, быть живыми, а не мертвыми душами. Не извращать данную нам от Бога структуру личности, и даже то тяжкое, что есть в каждом из нас, суметь понести, не притворяясь, что ты лучше, чем есть на самом деле. Во всем нужна мера и свое время: «Время плакать и время смеяться, время сетовать и время плясать... время обнимать и время уклоняться от объятий... время молчать и время говорить, время любить и время ненавидеть» (Еккл. 3, 4-8)

Людмила Ильюнина