Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское православие

АФОНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Публикации Павла Рака, слава Богу, стали традиционными для нашей газеты. В это лето Павел опять жил на Афоне. Он рассказал о том, насколько апокалипсические настроения коснулись Святой горы:

- Апокалипсическое мироощущение вообще типично для Афона, но в последнее время оно обострилось.

Это выражается по-разному. Ажиотаж, который был по поводу пророчеств Нострадамуса коснулся и Афона. Хотя имя Нострадамуса не произносилось, но назывались те же числа конца света: сначала говорили об июле, потом об августе. Но люди трезвенные шутили по поводу этих настроений: «По какому календарю вы это рассчитывали?»

Вера в слухи коснулась и Афона. Вспоминается случай на престольном празднике в Великой Лавре св. Афанасия. Там я услышал, что в этом году Иверская икона три раза хотела покинуть Афон и ее находили в пристани Иверской бухты. Это имело бы очень большое значение, поскольку всем известно, что монахам на Афоне можно не беспокоиться, пока Иверская икона на своем месте. Когда же покинет его, то можно ожидать скорый конец всего. Спустя какое-то время в другом конце Афона услышал опять же слух: Иверская хочет уйти с Афона. Тогда я пошел в Иверский монастырь приложиться к иконе и узнать, что же происходит на самом деле. Монах, который впустил меня в храм, на вопрос об иконе сказал: «Люди всякое сейчас придумывают. Действительно, мы три раза ходили с крестным ходом вокруг монастыря, как это бывает каждый год на престольные праздники. И останавливались, как обычно, в бухте. Почему из этого получился слух, что Иверская святыня хочет покинуть Афон - не понимаю».

Слухи, конечно, рождаются неслучайно. Когда люди ощущают, что бедствия наваливаются на них и они уже превышают силы человеческой сопротивляемости, то они начинают желать конца и искусственно приближать его, распространяя слухи.

Вообще же в разговорах с монахами - я был в этот раз в Каракальском монастыре, в Симонопетрском, в Лавре, в Хиландаре, у келиотов - у меня не было впечатления, что апокалипсические сюжеты являются главными. Это присутствует, но это не определяет их жизни. В основном в монастырях говорили, наоборот, о том, как устраивать жизнь в соответствии с тем, что новое поколение людей приходит в монастыри. Трезвенные люди на Афоне думают о будущем.

Афонские старцы иногда говорят: «Да, времена тяжелые, но не наше дело управлять судьбами мира, наше дело иное». Нам надо думать о своей душе. О том, что наш конец может наступить в любую минуту, независимо от апокалипсических событий. Мы должны, конечно, учитывать то, что происходит сейчас в мире. Но не надо ставить себя в положение правящего судьбами всей земли. Царский путь состоит в том, чтобы думать о последствиях греховной жизни для своей души, но, одновременно, не пытаться полностью отгородиться от мира, от всех людей. Потому что нередко это бывает от отсутствия любви. Мы должны знать, что творится в мире. И как-то откликаться. Но отклик наш должен состоять в увеличении любви, а не в разнесении слухов, нагнетании паники, распространении страха и отчаяния.

Это самая большая опасность, особенно в разговоре о конце света - когда даже говорим правду, мы выбираем плохой тон. Поэтому людям бывает от этого хуже, чем если бы мы промолчали - так мы приносим не пользу, а вред.

Разговоры о конце света сейчас еще и еще будут множиться, поэтому надо быть трезвенными. Ведь апокалиптика может быть нормальной, а может (как, к сожалению, это часто и бывает) и болезненной. Мы должны читать в духовном ключе события. Но как мы на них реагируем и определяет, нормальная или болезненная у нас апокалиптика. Когда люди начинают распространять всякие слухи - о какой нормальности может идти речь? А когда по поводу того, что творится, усиливается молитва - это нормально. Так подлинные христиане жили во все времена, и в этом смысле наше время не должно отличаться от всех прочих».