Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 24 сентября

ЗАВЕТ СТАРЦА СИЛУАНА

Настоятель храма великомученика Дмитрия Солунского в Москве протоиерей Александр Геронимус много лет изучает наследие преподобного старца Силуана Афонского. Публикуем его толкование слов «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» применительно к живущим в миру и к человеческим отношениям вообще.

† † †

«Держи ум во аде и не отчаивайся» - эти слова Спасителя старцу Силуану были пророческими не только для самого преподобного, но и для нашей жизни. Есть такое печальное присловье: «Монастырь стал, как мир, а мир стал, как монастырь». Мы на своем личном опыте, общаясь с людьми, постоянно обнаруживаем справедливость этого речения. Что же нам делать, находясь в таком положении?

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся» - вот нам ответ. Так мы уподобляемся Спасителю - Он сошел во ад, чтобы извести страждущих там и не был им пленен. Пророческий завет старцу Силуану объясняется также заповедью Господа о любви к врагам. Врагом можно назвать любого человека, с которым нет мира, нет общности, нет понимания. Так может нарушиться контакт и с ближними - в семье, с детьми, с друзьями, - и так трудно бывает его восстановить. Тогда возникает ситуация, о которой французский философ Сартр говорил: «Ад - это другой». Нам, христианам, не надо бежать от этого ада, а «держать ум» в нем. Напрягать всю свою волю, чтобы не осуждать, потому что осуждение - это стена, которая наглухо отгораживает от ближнего.

«Держать ум во аде» - это сострадать человеку, не отчаиваться в его спасении, надеяться. Это было делом жизни преподобного Силуана - он с плачем всю жизнь молился за людей. Однажды ему сказали: «Что ты о других печешься, ты о себе попекись». И он перестал молиться о людях, стал молиться только о себе - и тогда всякая молитва пропала. Он вернулся к плачу за других - и молитва вернулась.

Так он плакал за тех трудников, которые на Афоне ему подчинялись, работая на монастырском послушании. Он молился за каждого из них в отдельности, но молитва его была так всеобъемлюща, что он в ней переходил к плачу за весь мир. Тот мир, который в ХХ веке стал похож на ад...

В Житии преподобного Силуана есть такой эпизод, который можно рассматривать, как притчу для нас. Старец спросил архимандрита-миссионера, как он проповедует. «Я им говорю: ваша вера - блуд; у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь».

Старец выслушал это и спросил: «А скажите, Отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что он истинный Бог?» - «Это-то они веруют». - «А Божью Матерь чтут они?» - «Чтут, но они неправильно учат о Ней». - «И святых почитают?» - «Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?» - «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли Слово Божие?» - «Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы вы что это за службы после наших; какой холод и бездушие». - «Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что, когда вы говорите им, что их вера - блуд, то они вас не послушают...Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых, хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие и прочее, но в том-то и в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостью Божиею...Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы».

Так и мы должны должны относиться к людям, которые живут с иными, чем у нас, системами ценностей. Общаясь с ними, нужно «держать ум во аде» их поисков, их заблуждений, их страданий... и, постепенно, терпеливо показывать, что все то положительное, что есть у них, находит полноту в Святом Православии. Это трудно, потому что проще обличать заблуждения, горячо отстаивать свою правоту, а вот сойти в «ад другого» и помочь ему изнутри его боли - это дар благодати И будем молиться преподобному Силуану, чтобы мы научились идти по этому пути.