Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

дьякон Андрей Кураев

ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?

Если вы сейчас на улице подойдете к человеку и спросите: «Вы в Бога верите?», то, пожалуй, 70 процентов вам ответит: «Да, конечно». Но можно задать вопрос иначе: «Вы считаете, что Бога нет?» Тогда, наверное, все 100 процентов ответят: «Да нет, конечно же, Бог есть». Тогда спросите: «А как это влияет на вашу жизнь?» - «Да никак». И это справедливо, потому что вера - это действие. Вера требует поступка...Можно знать, что Бог есть, но вести себя так, как будто Его нет. Это относится и к уже уверовавшим. Потому что ни в коем случае не надо думать, что вера - это поворот, который только однажды в нашей жизни бывает. А потом о нем можно только молчать или рассказывать на миссионерских собраниях на тему: «Я был атеистом и был дрянью, а потом уверовал и стал очень хорошим, чего и вам желаю».

Вера - это состояние души, поворот души, который должен повторяться постоянно. Дело в том, что человеку свойственно не только находить, но и терять Бога. Наш мир стал после грехопадения наклонной плоскостью, и, если мы стоим на месте, то мы не стоим на месте, а катимся вниз. Кроме того, Промыслом Божиим очень часто устраивается наша жизнь так, что человек теряет первую благодать, остается в пустыне, в темной ночи. И подходят искушения и говорят: «Все это тебе показалось. Ты помнишь, что что-то происходило с твоим сердцем во время крещения, на богослужении, но это тебе просто показалось с непривычки. Ты сам все это внушил себе. Брось все это. Живи, как все. Живи, как люди». Для того, чтобы пройти через эти периоды богооставленности - а нет такого святого, который бы не пережил этого искушения - нужна вера, как верность. И эта верность не только Богу, это верность самым светлым минутам своей жизни.

Каждый из нас рано или поздно встает перед вопросом: «Когда мне открылась правда мироздания? На утро после гулянки, когда голова болит и все кажется «майей», болотом, гнусью или же в пасхальную ночь? Где правда о человеке? Человек многообразен, многолик - какой лик подлинный, самый важный?» В период такой духовной засухи главное - это хранить верность тому высокому, что когда-то открылось, что человек когда-то пережил. Даже в жизни подвижников минуты полноты богообщения очень редки, и они говорят. что в обычной жизни главное - хранить верный маршрут, даже если полярной звезды не видно. Вы спустились с горы, вы в ущелье, звезд не видно, прежде чем взойти на следующую гору, нужно иметь правильный ориентир, к которому пойдешь, стиснув зубы. Сложность вот в чем: путешественники могут знать, когда они доберутся до следующей горы, а христианин никогда не знает. Он не знает, когда его посетит благодать. Ну, если ему все-таки удастся пройти через ущелье и взойти на вершину, тогда он обретет веру как созерцание.

И вновь повторю: вера - это не значит только признать, что Бог есть и Евангелие говорит правду. Прежде всего вера - это вера в промысел Божий, вера в то, что есть воля Бога о каждом из нас, и эту волю надо стремиться познать, услышать, исполнить.

У преподобного Иссаака Сирина есть неожиданная мысль: «Знание рождает страх, а вера бесстрашие». Что это значит? Атеисты обычно говорят наоборот: «Вера рождается от страха».

Если человек в жизни руководится только знанием, а не верой в промысел Божий, то он все время боится, что-то не получится, и так рождается ненависть. Например: я задумал нечто, я все просчитал - и все сорвалось. Кто виноват? - Враги народа, мои личные враги. А верующий не ищет врагов, он верит, что все совершается по Божьей воле. Если ему что-то не удается, он убежден: так нужно. Таким образом вера воплощается в жизни, становится действием, поступком.