Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

18. О СВЯТОСТИ

«...кому неизвестно, что великий старец Серафим никогда не имел у себя модной мебели и что келья его вся была завалена разными приносимыми ему предметами, им употребляемыми, в мешках и просто лежавших.

Впереди келья заставлена была вся большими бутылями и бутылками и штофами с елеем и со святой водою, и с церковным вином в бочонках, и сотни свеч горели на двух медных, круглых подносах-подсвечниках, - так что едва маленький и узкий ход от двери его к образам оставался.

А на эстампе, например, при явлении Божией Матери с двумя апостолами, келья представлена пустая, а он сам посреди лежащий на модной кушетке, в то время как лежал он на простой скамье, а под головой был камень. Да и Божья Матерь, обращаясь к апостолам, изволила сказать о нем: «Сей от рода нашего есть!» и не «моего», как пишется».

Такую пространную выписку из «Достоверных сведений» Н.А.Мотовилова мы сделали в подтверждение ставшего очевидным явления - все неблагообразное внешне или необычное в Житиях святых поздние писатели стараются убрать. А ведь действительность чаще всего бывает более потрясающей, чем созданный благочестивый образ - Божия Матерь, явившаяся в кельи, где Ей с апостолами и встать-то негде было, словами своими подтверждает , что их святой(«наш род») - он особый, земным умом неизмеряемый.

Преподобный Серафим и основанная им Дивеевская общинка были юродами «для мира сего», для многих из своих современников. Поздние же описатели стараются все это как-то сгладить, причесать. Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священомучеником Серафимом (Чичаговым), цензором было выброшено множество слишком реалистических, как ему показалось, фрагментов или наоборот, как ему думалось, «слишком мистических». Слава Богу, сейчас корректура полного текста «Летописи» найдена и, будем надеяться, скоро увидит свет. Священомученик Серафим в «Летописи» явил нам, как надо приникать к святости - в ней звучат подлинные, с сохранением личного стиля голоса живых свидетелей. Таким образом жизнь преподобного Серафима вырисовывается перед нами не как мертвый трафарет, а как описание его святого и неповторимого пути спасения. А рассказ о тех реальных искушениях, которые переживал преподобный Серафим от братии монастыря, как раз учит самому главному в наше время - как не обмануться внешностью и не возгордиться(как, например, ученик Преподобного Иван Тихонов) своей избранностью. В «Летописи» есть слова, которые имеют отношение не только к преподобному Серафиму, но и к почитанию всех святых вообще. «Каждая печатная или рукописная строка, касающаяся памяти, подвигов и чудес великого праведника драгоценна». Итак, будем стремиться к достоверности, а не выдумывать «благочестивые схемы».

Людмила Ильюнина