Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

О СЧАСТЬЕ

С раннего детства запали в память слова из не один раз читанной повести «Чук и Гек»: «Все были счастливы. Но что такое счастье - каждый понимал по-своему».

Пожалуй, нет на свете человека, который хотя бы раз в жизни не чувствовал себя счастливым и не задумывался при этом над вопросом: «А что такое счастье?» И, может быть, из-за несовпадения ответов на этот вопрос люди и чувствуют себя несчастными? Помните, как написал герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают».

Поэтому и захотелось нам поговорить с вами об общечеловеческом и о христианском понимании счастья. Совпадают ли они? Противоположны ли? Или - в чем-то совпадают, а в чем-то - нет?

Начну с рассказа об одном обращении - обретении веры. Юная девушка попала на работу в дружный на редкость творческий коллектив. Вскоре она узнала, что все эти люди - православные верующие. Она была некрещеной. И возгорелась желанием принять святое крещение. И тут на одного за другим в той духовной семье посыпались беды, болезни, горести, мучительные кончины ближних. Мать нашей девушки очень испугалась и все спрашивала: «Почему христиане такие несчастные?» Но прошло немного времени, и, когда она увидела, как эти люди переносили все, выпавшее на их долю, она сказала дочери: «Крестись. С такой верой ничего не страшно на свете. Христиане - самые счастливые на земле». В качестве комментария к этим словам добавим меткое замечание Е. Поселянина: «Назначение старцев - учить людей жить счастливо».

Да, если кратко сказать: «Православие - это наука счастья». Нам надо научаться быть всегда счастливыми. Хотя, конечно, это идеал труднодостижимый. Потому что нам всегда, почти всегда хочется того, чего у нас нет. И редко мы на деле, а не на словах исполняем закон духовный: «Да будет воля Твоя». Рискну предложить одно определение: «Счастье - в исполнении воли Божией», в том, что человеку удалось постигнуть, в чем состоит его, именно его предназначение в жизни. Касается это и главных жизненных решений: в отношении выбора спутника жизни или монашеского пути спасения, в выборе профессии и конкретной работы, в выборе друзей и места проживания. Но и на каждом шагу так важно не ошибиться. Как сказал один батюшка: «Жизнь - такая серьезная штука. Сделаешь один шаг неправильно, и долгие годы могут пойти насмарку». Предложим еще одно определение счастья, справедливое и для светского человека: «Счастье - это наука жить в гармонии со всем и всеми окружающими». Ведь все мы знаем, как по-разному относятся разные люди к одним и тем же событиям. Кого-то и легкий насморк может сделать глубоко несчастным, а кто-то несет тяжелей крест и радуется. И дело тут не только в тех противоположностях, которые прекрасно отражены в анекдотах о меланхоликах и холериках, а, я бы сказала, в генетической памяти и, конечно, в воспитании человека.

Как мы в целом воспринимаем жизнь - счастливо или нет - зависит и от того, в каком состоянии были наши родители, ожидая наше появление на свет, и в какой обстановке протекали первые годы нашей жизни. Наконец, от того, какое физическое и, главным образом, какое нервное устроение мы получили по наследству. Но, и, конечно же, от нашего личного волевого усилия - насколько мы в состоянии не требовать от людей и от жизни «как я хочу», а принимать как есть, смиряться.

† † †

«На свете счастья нет. Но есть - покой и воля», - эта строчка Пушкина людьми моего поколения в ранней молодости была воспринята как откровение. Да, именно в юности мы жаждем того, что называется «простое земное счастье». И сколько переживаем разочарований...

«Что счастие? Короткий миг и тонкий», - написал испивший сполна «кубок мятелей» земного счастья Александр Блок.

Поколениям людей, не воспитанных с детства в вере, Господь дал пережить великую разницу между всеми «земными усладами», часто именуемыми счастьем - и великим счастьем, которое дает благодать Божия. Мы пришли в церковь, мы стояли свои первые литургии уже в сознательном возрасте. И, неожиданно для себя, мы делали открытие: «Это - счастье. Ничего подобного я не испытывал никогда в жизни». Только потом мы узнали, что называется это словом благодать. Предложим еще одно высокое определение: «Счастье - это жизнь в благодати». И лучшие повествования об этом счастье - жития святых и подвижников разных веков. А также их живые слова.

Вспоминаю, каким потрясением было узнать, что удивительный, прославляющий жизнь Акафист с приветствием: «Слава Богу за все!» был написан епископом Трифоном (Туркестановым) во время заключения и незадолго до кончины! И разрешите еще одно определение: «Счастье - это то, что незыблемо перед лицом смерти. То, что не боится уничтожения. То, что живет и после смерти». Вы скажете: «Так только у святых бывает». Но вот на что мы хотим обратить ваше внимание: в редакцию приходит много писем от заключенных, и это письма о счастье. Все мы знаем, в каких условиях они сейчас живут. Но в приходящих к нам письмах говорится о том, что именно в физических и моральных страданиях этих людей посетила благодать... и счастье.

Преподобный старец Нектарий оптинский оставил как завещание для людей последних времен чудную, краткую молитву. Он говорил, что когда видишь, что идет на тебя море скорбей, то помолись так: «Господи, даруй мне благодать Твою».

† † †

Все, что мы говорили раньше касалось несовпадения христианского и общечеловеческого представления о счастье. Но, как сказал Тертуллиан, «Душа - по природе христианка». И поэтому не может не быть точек соприкосновения у душевного и духовного человека.

Первая - это отношение к детям. Счастье материнства и отцовства свято для всех времен и народов. А счастье воспитания и просто общения с детьми доступно всякому человеку. Как прекрасно сказал однажды отец Владимир Фоменко в интервью нашей газете, «Я хотел, чтобы мои дети были счастливы, поэтому молил Бога, чтобы они выросли верующими».

Вторая точка соприкосновения - это счастье взаимопонимания родственных душ. Конечно, это всегда - дар Божий. И в супружеских отношениях, и в дружбе. Христианская Церковь знает немало примеров канонизации супругов или друзей. На каждой литургии мы поминаем святых праведных Иоакима и Анну - родителей Божией Матери. И даже то малое, что сказано о них в Евангелии, свидетельствует о возможности святости семейного счастья.

Немало примеров соединения христианского понимания счастья как благодати и счастья человеческой любви находим мы в летописях русской Голгофы ХХ века. Почитайте письма А.Ф.Лосева (будущего монаха Андроника) к жене из Свирьлага, письма отца Павла Флоренского к родным с Соловков, письма Государыни Императрицы Александры Федоровны из предсмертного заточения, книгу М.М. и В.Д Пришвиных «Мы с тобой» об их встрече в кровавые ЗО-е годы. Еще немало светлых примеров можно привести. Тут у меня родилось еще одно определение: «Счастье - это преодоление самости, эгоизма, это умение любить».

Третья точка соприкосновения - счастье верно обретенного жизненного дела, призвания. Особым знаком благословения Божия - особенно в наше безработное время - можно считать возможность для человека «состояться», осуществить себя, не зарыть таланты в землю и принести своей работой радость людям.

Но, конечно, как и с супружеским счастьем важно, что у человека во главе угла- Христос, или он сам. Иначе счастье может оказаться призрачным. И на суде Божием может обнаружиться, что счастливы мы в своей работе или в семье были за счет других людей, не замечая, что их мы делали несчастными...

† † †

Трудная это материя - разговор о счастье. Все познается (как и в любом другом разговоре) только в конкретных человеческих судьбах. Взирая на них, человек обретает идеал счастья. От этого идеала чаще всего и зависит, как складывается жизнь человека. К чему он будет стремиться, чего добиваться, чего ему будет недоставать в жизни.

Так, жалея наших стариков, которым сейчас очень нелегко живется, мы все-таки спрашиваем себя: «Что же для них - идеал счастья? Это то, что целыми вечерами они наблюдают в «мыльных операх» типа «Богатые тоже плачут»?

Так же тревожит и судьба детей. Им нынче с младенчества прививают идеал счастья «крутого парня», который основывается на одном: «Большие деньги любой ценой». Только милостью Божией, только, если Господь даст ребенку, а особенно подростку, почувствовать, что благодать - основа всего, можно надеяться, что наше будущее не будет страшнее нашего прошлого.

И еще раз повторю: понять это, поверить в это можно, если ты увидишь кого-то, кто обладает этим неложным счастьем.

Автору этих строк (как и той юной девушке, о которой мы говорили в начале статьи) Бог помог сделать выбор. В молодости и в книгах, и в кинофильмах, и в жизни мы впитывали в себя образы «бурного счастья»... и видели, как в очень короткий срок рушились все эти воздушные замки.

И вот встретились люди, в глазах которых светилось - не преувеличиваю, таково было юношеское впечатление - счастье, радость жизни. Потом я поняла: «Они исполнили заповедь: ищите Царствия Божия и силы его (то есть благодати), а все остальное приложится вам».

Конечно, всем нам необходимо пережить и печаль, и горечь, и непонимание, и уныние от болезни - почувствовать себя страшно несчастными - может быть, даже увидеть весь мир во мраке уныния. Человек непостоянен, он не может эмоционально ежеминутно чувствовать себя счастливым, да это и ненормально было бы. Но Пушкин действительно гениально выразил: «покой и воля» - это может жить внутри человека и в самые черные минуты, порой даже сокровенно от него самого. Если идеал счастья правильно выбран.

Людмила ИЛЬЮНИНА Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир - вы будете счастливы. Священник Алексий Зосимовский