Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Протоиерей Валентин Мордасов (†1998)

О ДУХОВНИЧЕСКОМ ПОСЛУШАНИИ

Главная цель пастыря - это спасение людей, вверенных его попечению. Когда тебя обходят наградами, когда не замечают твоих трудов и держат тебя, как говорится, на последнем месте, считай это обстоятельство для себя душеспасительным, ибо это лишний повод к твоему смирению. Помни, что всякая мирская честь, всякая мирская слава может давать повод к превозношению, самомнению. Работай ради одного Господа, Который за самый малейший труд воздаст тебе небесной славой. Презирай земные почести и награды, как влекущие к честолюбию, гордости и превозношению.

Чтобы быть хорошим духовником, для этого нужна более или менее продолжительная практика и известный пастырский опыт, а для молодого пастыря - общение и сердечная откровенная беседа с опытными пастырскими духовниками. Но и помимо этого пастырь должен подготовить себя к духовничеству чтением творений св.отцов Церкви, особенно же подвижников и Житий святых, откуда он почерпнет необходимый ему богатый опыт борьбы грешника со страстями и греховными привычками. Истинным руководителем может быть только победивший страсти и через безстрастие сделавшийся сосудом Св.Духа.

Пастырям со всякой тщательностью надо позаботиться о снискании у других доброго мнения, а прежде всего о том, чтобы влиять на людские сердца кротостью ума и благорасположенностью духа. Ибо ничто так не приятно всем и, наконец, ничто так не воздействует на людские чувства, как доброта. Если же она сопровождается постоянной кротостью, ласковостью, затем умеренной строгостью в наставлении, приветливостью в разговоре и, наконец, скромностью, то просто невероятно, как много эта доброта способствует приумножению любви со стороны других (св.Амвросий Медиоланский).

Пастырь будет отвечать и за то, что пасомые не имели к нему уважения, если он не старался внушить им оное. Кто не имеет уважения к пастырю Церкви, в том, естественно, нет благоговения к тому, что он совершает; нет готовности и усердия к выполнению того, что он заповедует.

Духовная жизнь у священника замирает не только от дел греховных, но и таких, которые хотя не только не греховны, но и добры, а отвлекают от богослужения и молитвы. Даже забота о благолепии храма Божия, как забота о временном, должна стоять ниже других прямых высших забот - о душе и небесном.

Правило о.Антония было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только безполезным, но и вредным празднословием. Если кто предлагал вопросы не душевной потребности, а по пытливости или из подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал. Познакомившись с кем-нибудь, старец сперва молился о нем, а потом начинал беседу, посему беседа его имела особую силу перерождать человека.