Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское православие

АФОНСКИЕ ПОУЧЕНИЯ

Велик духовный опыт афонского монашества, слова старцев в наше время, как и всегда, необходимы как глоток живой воды.

Надеемся, что вы почувствуете утоление жажды духовной, прочитав записанную афонскими паломниками, беседу со старцем греческого монастыря Филофеу ЛУКОЙ.

Монашество унаследовало пророческие обязанности для мира. Мученичество совести - путь, движение ко Христу. Насколько трудится подвизающийся, настолько Христос и приближается к нему. Мы делаем то, что можем и что знаем. Христос же, желая исправить то, что мы делаем, приходит «каким образом знает Он Сам» - испытаниями, болезнями, скорбями, и Он восполняет то дело, которое начал подвизающийся. Самое большое, что мы можем сделать - быть постоянными в терпении. «В терпении вашем стяжите души ваши». Человек должен проявлять терпение в отношениях со своими ближними. И если он духовно усовершенствуется, то благодать Божия будет, как огонь, изгонять демонов. Хотя, чем ближе к Богу, тем более будут нападать демоны. Это духовная лествица. Каждый, начиная восходить по ней, потом, соответственно с положением своим на ней, должен взирать туда, куда взошел Христос. Христос наблюдает всегда, на какой ступеньке каждый находится, простирает руку помощи - сообразно его состоянию. Как сказано, «даст вам Господь по сердцу вашему». Но дает Он по любви: человек делает то, что может, а Бог дарует то, что хочет.

† † †

Необходимо материальное возрождение монастырей в России для того, чтобы произошло возрождение духовное. Поскольку в начале было создано тело, а потом появился дух, надо заниматься телесным, чтобы вошло духовное. Во всех наших действиях необходимо быть последовательным. Вы не можете заниматься духовными вещами, пока не подготовите для них материального основания. Каждый человек спасается сообразно с жизненными и духовными предпосылками своего времени. Вы в России сейчас просто обязаны заниматься внешней деятельностью, чтобы соответствовать нуждам народа, который ждет от монастырей утешения и помощи. Придет время - если Бог даст - и в возрожденных монастырях возрастет, разовьется духовная жизнь. И те, кто занимался материальным возрождением монастырей, получит вознаграждение: дары духовные.

Церковь есть Тело, и члены Тела согласуются друг с другом в любви. И поэтому монашество не может заключаться в себе самом, только в своих проблемах, и не проходить через то, что необходимо для народа. И если аскет вынужден общаться с внешним миром, он делает это как дело Божие. И если он даже чувствует, что его духовно обворовывают, то Бог его невидимо обогащает. Воля Божия состоит в спасении мира, в том, чтобы спаслось как можно больше людей. И существует такая связь: пустынникам помогают ангелы, киновитам (общежительным монахам) - пустынники, а мирянам - киновиты.

В связи с миром много поводов ко греху, но если мы со страхом Божиим совершаем свое дело, то Бог вознаградит дарами духовными, может быть, незримо для самого монаха за это вынужденное тесное общение с миром.

Диавол всегда пытается согнать нас с того места, где мы находимся. Смутить нас. Пустынников хочет сделать киновитами, а общежительных монахов - пустынниками. Но Бог хочет, чтобы каждый спасался на своем месте. Богу предпочтительнее всего, чтобы человек приносил себя в жертву ради любви. Подобно тому, как Христос принес себя в жертву, монах должен отдавать самого себя ради Тела Церкви. Насколько он носит в себе немощи всего Тела Церкви, настолько благодатию Божией он восходит к Богу.

Если монах послан на послушание в мир, то он может благодатию Божией чувствовать, что Бог везде, во всем мироздании, потому что он исполняет в этот момент волю Божию. Ошибка наша состоит в том, что мы считаем, что только там, где мы находим наш покой, только там и благодать. Да и к тому же человек успокаивается только по окончании своего дела, а во время его он утомляется. И лукавый, зная, что за делом следует отдых, старается смутить наше сердце, чтобы мы не смогли отдохнуть вообще. Но когда каждое дело ты делаешь с чувством присутствия Божия, делаешь его, как заповедь Божию, тогда мир не может ограбить. То, что человек отдает, то и принимает. Если же сердце опустошается, бывает ограблено миром, то следует осуждать не мир, а нас самих - значит в нас нет любви. Ибо мир есть Лицо, которое Бог хочет спасти, это тот виноградник, который надо возделывать.

Итак, если человек-монах совершает свое послушание без веры или без любви, то благодать становится бездейственной. Бог совершает великие дела, но мы желаем Его низвести до того, чтобы Он совершал маленькие - это наша беспечность виной. Надо предоставить Богу, чтобы Он влек нас туда, где мы будем творить Его волю... А мы говорим: «Нам неполезно находиться в миру, иметь рассеяние». То, что нам неполезно - это наша собственная нерадивость и самооправдание. Святые отцы говорят, что не могут быть рядом огонь и вода - не могут ужиться смирение и оправдывание себя. Сейчас требуется труд, деятельность, борьба. Тот, кто становится монахом, оставляет мир не потому, что его ненавидит, он желает оставить зло мира. Но насколько он отдаляется от зла и исцеляется с помощью благодати, настолько он и начинает понимать, как страдает мир. Любовь Христова открывает подвижнику сердце для того, чтобы он распространял любовь на людей. Это состояние не измеряется разумными мерками.

Каждое поколение чувствует, что оно находится не в должной духовной мере. Особенно это чувствует наше поколение. Поэтому Бог, который в каждом поколении хочет спасти тех, кто хочет спастись, так устраивает отношения монахов с миром, что через них спасает людей. И поэтому Он всегда восполняет незримо то, что монах духовно теряет при общении с миром. Поэтому самим монахам не стоит человеческими помыслами судить обо всем этом. Потому что лукавый может повернуть помысел об отношениях с миром в свою сторону, для того, чтобы смутить нас.

Надо всегда помнить: сколько бы ты ни падал и ни вставал, даже если ты на последнем издыхании припадешь к стопам Христа, Он тебя поднимет.