Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

ИЕРОМОНАХ ПЕТР(СЕРЕГИН) † 15 августа

Родился будущий подвижник 21 августа 1895 года в Пензенской губернии в крестьянской семье. Родители его были глубоко верующие люди, от них он унаследовал любовь к храму Божию.

Отец его пел в церковном хоре и брал с собой мальчика, много читал с ним духовные книги. С 1921 года Петр служил псаломщиком в родном селе, в 1922 году посвящен в диакона, в 1925 году был рукоположен во пресвитера в соседней деревне Сияново.

Наступали 30-е годы - годы репрессий. Коснулись они и семьи отца Петра. Первой пострадала матушка Анастасия Феодоровна. Ее судила тройка, и матушка была выслана в Вологодскую область. Отец Петр вместе со старшим сыном Василием поехали навестить Анастасию Феодоровну, но по дороге были сняты с поезда. Отец Петр был отправлен в вологодскую тюрьму, а потом на строительство Беломоро-Балтийского канала.

В 1935 году окончился срок заключения отца Петра. Он освободился и перевез в Повенец всю семью. Церковь была закрыта, служить было негде, и священник, как и многие в те годы, работал на гражданской работе: сначала контролером электросети, а потом плановиком на судоремонтном заводе.

В 1941 году началась война и отец Петр был призван в Советскую Армию, за воинское служение он был удостоен нескольких правительственных наград.

С 1946 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория(Чукова) отец Петр служил в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. В эти годы он начал записывать размышления, в которых красной нитью проходила тема: как спастись в современном мире. Многие из его записей - перевод высоких истин на язык, доступный верующему человеку нашего времени. Они - как бы пособие для начинающих борьбу с собственными страстями.

В 1954 году отец Петр был переведен в Таллинскую епархию. Он был назначен священником Успенского собора Пюхтицкого монастыря. В 1970 году по состоянию здоровья протоиерей Петр Серегин вышел за штат. Незадолго до кончины он принял монашеский постриг. До конца дней батюшка продолжал писать свои заметки. Из них набралось несколько сотен, собранных в тетради.

Сейчас в систему Интернет введены пять тысяч заметок, мы выбрали для публикации в газете некоторые из них:

«В чем заключается сила и красота человека? Сила человека заключается в том, что он мужественно и спокойно переносит все превратности временной жизни, определенные ему промыслом Божиим, если он, как искусный пловец временного житейского моря, мощной рукой рассекает грязную пену волн страстей плотских, мелкого самолюбия и гордости. И всегда, как корабль, плывет над поверхностью этого тленного временного мира и всего тварного, неуклонно направляя свой путь к тихой пристани Царствия Божия.

Красота человека заключается в том, если он не допустит сердце свое прилепиться ни к какому творению и не возлюбит ничто больше Творца Мира, но, обнимая умом чудную гармонию мира, сердцем благоговейным будет прославлять Бога-Творца, любить Его больше всего и, устремившись к Нему, жить не земным и временным, а постоянно очищать себя, чтобы непрестанно петь Небесную песнь «Аллилуйя», - и на земле, и в горнем Иерусалиме, где царствует Агнец Божий. Там уже будет не мужеский пол, не женский - но только духовные творения Божии, воссозданные через Господа Иисуса Христа...

О священническом служении

Священник - херувим. Он должен быть чист и свят, чтобы непостыдно предстоять перед Богом. Он должен быть быстр и стремителен, как молния, на исполнение воли Божией на земле. Он должен знать и радости, и печали, и немощи людей. чтобы сострадать. чтобы помогать им и предстательствовать за них пред Богом. Он должен быть чист от земной скверны мира. Он должен иметь достаточно сильные духовные крылья, чтобы в любое мгновение отрываться от земли (духовно оставить все земное) и предстать пред Богом. Он должен быть смирен, как непорочный служитель воли Божией.

От чего зависят красота и сила жизни

От собранности и напряженности воли зависит вся жизнь, ее красота и сила. Теплохладность есть медленная смерть.

Об искушениях

Мы искушаемся(то есть бываем испытуемы или воспринимаем приражения через пристрастия и гнев (неудовольствие). И степень нашей чистоты в значительной мере определяется нашим состоянием в церкви.

В церкви, как в доме Божием, определяется наше место, и в соответствии с этим местом в церкви предъявляется к нам и нравственное требование.

Если для мирского человека не является зазорным, а иногда даже и похвальным приласкать ребенка, то монаху, поцеловавшему ребенка, уже положено наказание. Многое из того, что для мирян является обычным - священнику непозволительно или предосудительно.

Почему мы злимся

Почему мы мстим ближнему за причиненную нам боль? По грубой животности нашей натуры (природы). Нам свойственно отбросить от себя камень, причинивший нам боль. По уму - чтобы избежать повторения этого неприятного опыта; а по желанию сердца - оттолкнуть от себя причину страданий. Действие же искусителя в нас заключается в том, чтобы естественно-животные наши желания усилить, развить до степени страстей, силой чувства заполнить сердце и омрачить ум, а затем создать в нашей душе культ этого чувства, чтобы отвести нас от Истинного Богопочитания к идолопоклонству собственным страстям, а за ними скрывающемуся и порождающему их дьяволу. Безмерно усиливая нашу животную жизнь, он через грех разлагает, убивает нашу жизнь духовную. Так, лишая нас стремления к Богу и восхождения, привязывая к низшему, делает нас своими рабами, и даже злобными, подобными себе, отторгая нас от подобия Божия.

Подготовлено дочерью отца Петра

Марией Кучеровой