Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Сердце начинает стыдиться христианских состояний, - доброты, смирения, покаяния, умиления, совестных порывов, - черствеет и отмирает, и именно поэтому предается злобе, зависти, ненависти и разврату. Воля отвертывается от христианских целей и, руководствуясь рассудком и бессердечием, выдвигает свои цели, от осуществления которых стонет и содрогается современное человечество. Воображение перестает служить духовному созерцанию и предается чувственному произволению, капризу, похоти и разнузданию. И все эти силы начинают творить по-своему новую «культуру» - «культуру» содержательного разложения и формальной тирании.
Истинная религиозность требует духовной цельности и потому призвана целить всякий распад и разброд. Это не значит, что религия ведет к тоталитаризму, как это бывает в религиозных сектах. Религия вообще не есть внешне принудительный порядок, она дорожит человеческой свободой, т.е. духовной добровольностью и самодеятельностью человека. Религиозный дух ищет внутреннего единства и органической согласованности - внутренний строй и уклад души, называемый цельностью.
Поэтому возрождение настоящего религиозного опыта, как оно представляется мне в будущем, должно преодолеть эти больные внутренние разрывы и расколы, из которых растет культура последних столетий. Вера и разум; сердце и ум; ум и созерцание; созерцание и сердце; сердце и воля; воля и совесть; совесть и инстинкт; инстинкт и разум; дела и вера - все эти и другие возможные противопоставления и расколы образуют сущие раны в единой и священной ткани духа. Мы знаем, что человеческая душа может жить, путаясь, распадаясь и изнемогая в таких противоположностях. Мало того, она способна в порядке душевной болезни разделяться в человеке и образовывать две исключающие друг друга «полуличности» (шизофрения, паранойя). Но религиозный дух к этому не способен; он этого не приемлет и с этим не примиряется.
Среди даров, которые религия несет человеку, имеется дар органической цельности духа. И если душа человека лишена этого дара, то это означает, что ей надлежит продолжать свое духовное очищение и что ей предстоит еще дорасти до настоящей религиозности.