Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Долги наша

ЧТИ ОТЦА СВОЕГО

«Господь во всем хотел следовать правилам, как говорил Иоанну на Иордане: повремени, ведь мы должны следовать всей правде. Следуя восточному обычаю, Иисус молчал до тридцати лет... Вот поучение говорливому Западу, необходимое как хлеб. Ведь там и дети, и до исполнения 20 лет выставляют себя учителями, судьями и литераторами. А когда неученые и неопытные начинают учить народ, трудно ожидать хорошего. Так осуществилось на Западе библейское пророчество: и дети станут вашими судьями» Святитель Николай (Велимирович) †1956.

Увы, уже не первый век мы подхватываем от Запада не самое лучшее. Очевидно, что и на нашей земле сбывается евангельское пророчество. Изменить историю мы не сможем, но распознавать изъяны собственной души - не только посильно, но и обязательно для христианина. Позвольте порассуждать на эту тему.

...Не всегда так было на Руси. В сельской общине - основе народного патриархального быта - свято чтилась старость. Западные сквозняки загуляли по нашим просторам, когда в Европу прорубили окна, двери и многое другое. (Остережемся все же обвинять во всем Помазанника Божия Императора Петра l). Позже противостояние отцов и детей определилось окончательно и, как мы знаем, к добру не привело...

Памятуя, что семья - домашняя церковь, уясним, что ей должен быть присущ тот священный порядок, что царит в Церкви и посредством которого достигается наше единение с Богом: иерархия. Она ведет свое начало от Самого Господа и не является установлением человеческим. Народное сознание это чутко улавливало: «один Царь на Небе, один на земле», гласит пословица. Бунт же в глубине души всегда осознавался как грех. (Показательна в этой связи неудача народовольческих «хождений в народ». «Даже лба не перекрестят», - определяли крестьяне причину непонимания между собой и отпавшей к тому времени от Бога интеллигенцией.) Оставим в стороне больную и трудную тему причин свершившейся все же катастрофы. Мы обязаны делать выводы из страшного опыта прошлого.

...Ведь нет-нет, да и в наших болящих душах, что целятся от Матери Церкви, вдруг пробьются и зазвучат чистые роднички покаяния, поклонения, почитания, заглушая прежнюю фальшь мятежа.

† † †

История святой Православной Церкви богата, разнообразна, объемна. Несхожие между собою образы и пути святости, подвига, исповедничества оставила она нам за два тысячелетия. Как много среди святых, которым мы молимся, тех, что вошли в меру и были призваны Господом в ранней молодости.

Да и нынче каждый из нас встречал в святых обителях юного инока или невесту Христову, один вид которых питает благодатью. Ведь лица принесших Господу чистоту начинающейся жизни - особы. «Юной душе, особенно чистой, неоскверненной, смиреннокроткой и послушной, доступны самые высокие Ангельские чувства. Архимандрит Тихон (Агриков). (Но удивительно: эти светлые юноши и девы не дерзают поучать словом. В отличие от нас, обличающих и пестующих весь свет, но столь далеких от святых примеров).

...Осмелюсь предположить все же, что образ благовествующего отрока - исключителен, а церковная традиция - в ином.

«К сожалению, чем моложе и неопытнее священник, тем больше он «знает»; от того, что он начитался, или потому, что его так научили, думает он, будто все вопросы может разрешить без личного опыта о Боге и без личного возрастания в святость. Это явление в древности и в средние века называли младостарчеством» (Владыка Антоний, митрополит Сурожский).

Из беседы с петербургским священником Игорем Филиным: «Мало юношеского желания стать священником или монахом. Необходимо получить некий духовный опыт, с тем, чтобы это служение стало юноше во спасение. Если же он не достиг духовной зрелости, не получил должного духовного воспитания, то, взвалив на себя этот крест, может и сам погибнуть, и людей погубить».

Известно, что Церковь наша переживает нынче непростые времена. Священников не хватает, у каждого батюшки множество попечений. Поэтому появление в наших храмах целой плеяды младых летами, но истовых в вере, хорошо образованных пастырей не может не радовать. Но... мало от кого из них можно услышать признание, подобное тому, которое сделал один священник, помолчав минуту после того, как отчитал пожилого человека: «Простите меня... Это все моя молодость». Этим батюшкам особенно тяжело. Помоги им, Господи.

† † †

Мое слово - к церковной молодежи. Хочется объясняться в любви к этим юным людям, столь разнящимся и с родителями, и с ровесниками. Им под силу многое, на что старшие уже не способны. Верится, что человек, с юности открывший Христа, проживет иначе - осмысленней, чище, - чем те, что успели поплутать и ошибиться не раз. Понятно, что будут и у него падения, но точка отсчета его мировосприятия заведомо определена и высока.

Но нельзя не учитывать определенные закономерности становления личности. Словосочетание «юношеский максимализм» сложилось не зря. Бунтарство соприродно молодости. Время формирования - ломко, трудно, непредсказуемо. Тогда подвергаются сомнению все авторитеты, кроме собственного. Юным кажется, что правы только они. Но если человек уже уверовал, это особый случай, таящий для него духовную опасность. Возникает соблазн начать поучать неведающих - ведь он действительно прикоснулся к Истине. Последующие годы должны становиться временем утверждения, укрепления в верности Ей. Но чаще всего юноша не желает знать, что жизнь о Господе - это не теория, не знание, а проживание.

...Увы, у многих из нас редки спасительные просветления, когда мы искренне сокрушаемся в сердце своем: паче всех человек окаянен есмь. Обычным же состоянием, к сожалению, является чувство собственного превосходства над окружающими. Об этой духовной поврежденности нам говорит святоотеческий опыт. Мы же свыклись с нею и таковой не считаем. Но в молодости ощущение собственной значимости - дитя гордыни - особенно преувеличено. Это знал мудрый восточный закон.

Есть жестокая, но правдивая пословица: наши внуки за нас отомстят. Как мы не почитали родителей, так и сами не внушим доверия своим детям. Задумаемся, ведь нам не сказано: почитай отца хорошего, или - умного. Нам заповедано чти отца своего. Церковная жизнь научает нас воспринимать себя не чем-то самодостатачным и особо суверенным, а дает возможность ощутить себя крайней веточкой на древе своего рода. Постепенно мы начинаем понимать, что не собственными стараниями и глубокомысленными рассуждениями пришли в Церковь, а милостью Божией и - молитвами предков за нас.

...Однажды довелось стать свидетельницей семейной ссоры великовозрастной дочери со своими родителями. Она предъявляла разнообразные претензии, они робко оправдывались. Было неловко и стыдно. За нее. «За нее? - поймала себя на мысли. Да ты сама такая же...» Словно кривое зеркало поднесли - захотелось отпрянуть. Этот случай стал вразумлением. Со временем оказалось, что щадить и жалеть - гораздо радостнее, чем требовать, но как далеко еще до должного... Желаю всем сыновьям и дочерям скорейших прозрений.

Кто с младых лет ведает что творит, тому дано очень многое... Коли не попустил Господь впасть в тяжкие грехи - это Его особая милость, дар и хранение, а не наша личная заслуга. «Самоуверенность и довольство своими поступками происходит от совершенного неведения своей души, что очень вредно, потому что ведет к законничеству». Игумения Арсения (Себрякова) † 1905.

«Господь только того принимает, кто приходит в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Святитель Феофан Затворник († 1894).

Убоимся же стать жестокосердными праведниками, что отвращаются грешника, аки прокаженного. Всем нам: младым и старым, грешным и праведным спасительно понуждать себя к неосуждению друг друга.

Проходя свои университеты, человек постигает, отчего послушание - главная добродетель подрастающих и почему лучше приобретать навык к нему вовремя. Но пока нет у человека жизненного опыта, не ведает он цены этого груза, полезна узда закона: чти. Очевидно, что наше послушание родителям должно сопрягаться с рассуждением. Не должны мы нарушать первой заповеди ради пятой: если неверующий родитель склоняет к богопротивному, найдем мужество противостоять.

Но будем стараться и прощать отцов своих. Даже и за то, за что нелегко простить - за сокрытие Истины Христовой. Раз так попущено было Промыслом Божиим. Ведь без восстановления иерархичности в своих душах и семьях не удастся «склеить двух столетий позвонки». Это тем более естественно, что сознание русское глубоко иерархично, несмотря на все бунты. Нам нужно пристальнее вглядываться в свою душу, очищая ее от накипи. Лучше узнавать историю Отечества, сопрягая с нею свою судьбу, ибо существует единство и преемственность.

Маленький совет. Прежде чем делать замечание старшему человеку, задумайтесь о своем сердечном расположении в тот момент. Любовью ли к истине и ближнему движимы вы, не жаждой ли самоутверждения? И еще. Представьте себя на месте этого человека. Лет через десять или двадцать безусые сыновья будут так же поучать вас...

Не призывая к запретительству, хочу лишь предостеречь человека незрелого от роли учителя жизни.

«Впереди планеты всей» мы уже были. Не будем же стремиться опередить Христа.

Марина МИХАЙЛОВА