Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Августин (НИКИТИН)

РУССКИЕ БОГОМОЛЬЦЫ НА ГОРЕ ФАВОР

Начало храмового строительства на Фаворе восходит к эпохе императора Константина (lV век). Мать императора - святая царица Елена повелела воздвигнуть на вершине горы величественную базилику в честь преславного Преображения и трехпрестольный храм во имя трех Апостолов. В воспоминание слов Апостола Петра, воскликнувшего при созерцании славы учителя: «Сделаем три кущи!» в 570 году здесь уже было три храма. Тогда же был устроен и монастырь.

Игумен Даниил, прибывший на Фавор в начале Xll века, написал: «На самом верху горы, к северо-востоку, есть место высокое, как горка каменная, небольшая островерхая. На этом месте произошло Преображение Христа. Здесь устроена церковь во имя Преображения, а другие - во имя святых пророков Моисея и Илии».

Русские паломники, посещавшие Фаворскую гору, часто присутствовали там за богослужением. Это было и в те годы, когда тамошние обители уже лежали в руинах. «Киевский пешеходец» Василий Григорьевич Барский посетил Фавор в 1729 году: «Егда взийдохом на верх, тогда тамо священник совершил Божественную литургию, в единой пустой и весьма разоренной ветхой церкви». Иеромонах Аникита спустя более ста лет «сподобился на вершине горы Фавор поклониться на месте Преображения, с прочитанием службы на сей праздник Самому Преобразившемуся Господу, со усерднейшим молением».

Пребывала святая вершина в запустении и в 1840-х годах. Постриженик Афона инок Парфений описал богослужение на руинах древнего храма. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими. - пишет благочестивый паломник. - Прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь: и стоял престол; ныне только осталось основание». Но «... богомольцы от радости много плакали, и запели тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый ученикам Твоим славу Твою», прочитали акафист Иисусу Сладчайшему».

Со временем богослужения здесь стали регулярными. В середине XlX века русская печать сообщала, что на Фаворе «греческие развалины обращены трудами одного болгарского (или молдавского) монаха в убогий приют для него самого и для русского образа, служащего алтарем для совершения здесь богослужения в случае прихода православных посетителей. Здесь молятся о здравии, спасении и торжестве русского царя, и с самыми ничтожными пожертвованиями можно было бы из остатков храма, среди крепких стен фундамента оного, устроить маленькую православную церковь с жилищем для священнослужителей».

Интересное описание оставил игумен Череменецкого монастыря Антоний, который в те годы добрался до Фаворской горы с намерением вознести на ее вершине молитвы. Обустроенной обители здесь по-прежнему не было и богослужебные принадлежности пришлось доставлять из близлежащего Назарета: «Мы выпросили у назаретского священника все принадлежности к литургии, которую вызвался нам отслужить молдавский иеромонах Иринарх, ветхий восьмидесятилетний старец, ученик знаменитого Паисия Величковского. Он живет в Назарете с учеником своим, молодым иеродиаконом, который, зная немного по-русски, был нашим переводчиком. Литургия была жертвой благодарности премилосердому Господу за совершение нашего путешествия... Взошедши на самый верх, старец указал нам место для своего богослужения, в непокрытой нише стены, принадлежавшей древней церкви Преображения. Общими силами собрали камни, сделали из них престол, покрыли гладким и широким камнем, возложили полотно, антиминс. На левой стороне еще было цело место жертвенника. Иеромонах и иеродиакан служили по-молдавански, крылошане, поклонники пели по-русски, и многие с сердечной радостью приобщились здесь Святых Таин. После литургии престол был нами разобран и камни разнесены по разным местам, известным только отцу Иринарху. Это он делает, опасаясь, чтобы шатающиеся арабы-магометане их не осквернили. На многих опустелых древних палестинских престолах служитель Божий приносит бескровную жертву по своему усердию».

Но со временем идея об устроении на Фаворе православного храма обрела реальность, и в начале 1860-х годов иеромонах Новоиерусалимской обители отец Павел Вертоградов, посетивший Фавор, сообщал, что «храм сей освящен в 1862 году». С этого времени никто из русских паломников не упускал возможность присутствовать здесь за богослужением, а паломники в священном сане - совершать его.

... Заканчивается и наше мысленное паломничество к фаворским святыням. Осталось поведать еще одну историю, связывающую гору Преображения Господня и Святую Русь. Присутствуя на академическом Акте Московской Духовной Академии в 1866 году, митрополит Московский Филарет (Дроздов), прочел представленное ему для ознакомления стихотворное переложение тропаря праздника Преображения Господня, сделанное одним из питомцев школы «у Троицы». Этот юношеский опыт был не совсем удачным, и убеленный сединами митрополит, взяв бумагу и перо, тут же написал свое переложение. Так появились эти строки:

Преобразился днесь Ты на Горе, Христе,
И славу там Твою ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страдание вольное Твое уразумели,
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты - Сияние Отца.