Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыня

НА ОСТРОВЕ КОНЕВЕЦ

Об одной из древних обителей нашей северной земли - Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре по благословению настоятеля иеромонаха Мстислава (Дячины) рассказывает иеродиакон Варнава (Деменчук):

- Из жития преподобного Арсения - основателя обители - мы узнаем, что с юных лет в его сердце жило желание иноческого уединения. После пострига в Лисогорском монастыре близ Новгорода он подвизался на Афоне. На Святой горе в Хиландарской лавре был благословлен иконой Богоматери (которая стала известна как Коневская, а тогда называлась Акафистной) на устроение обители на родине.

Вернувшись в Россию, преподобный в 1393 году получил благословение новгородского Владыки святителя Иоанна отправиться по Волхову. Судно, на котором он плыл, трижды прибило чудесным образом к острову Коневец. Первоначально преподобный жил как отшельник на Святой горе острова. Когда к святому Арсению стали стекаться ученики, он перешел на берег Ладожского озера. Была устроена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Житие святого повествует нам, что в один из отъездов преподобного на Афон в монастыре случился голод. Братия сильно скорбела, и некоторые малодушные начали подбивать остальных разойтись, оставив обитель. Любимый ученик Арсения старец Иоаким сильно скорбел от этого, молясь на Святой горе. Тогда ему было явление Божией Матери, которая сказала: не скорби, старче, но шед рцы братии, что слуга мой Арсений со множеством благопотребного вскоре грядет к вам. Так и случилось, через несколько дней преподобный прибыл на остров с провизией и всем необходимым. В память явления Божией Матери на сем месте был позже устроен Казанский скит.

Первоначально монастырь расположился на берегу в Коневецкой (Владычной) бухте, но из-за близости к воде церковь и монашеские келии часто затапливало. Тогда преподобный перевел обитель вглубь острова, на возвышенное место, где она находится и сейчас.

Еще при жизни святого Арсения на Коневце подвизались преподобные Иаков и Феофил, отошедшие в конце XlV века на реку Омугу. При последнем императоре возродилась Феофилова пустынь. Сейчас там расположился поселок Николаево, мимо которого проезжают паломники, едущие в Печоры. Развалины приходского храма, хорошо видные с дороги - это то, что осталось от Феофиловой пустыни. Сейчас на месте предположительного захоронения преподобного Феофила восстановлен крест, читаются акафисты.

После праведной кончины Арсения Коневского в 1447 году обитель подвергалась многочисленным разорениям, потом и вовсе была занята шведами. Указ о возрождении монастыря был подписан Петром l после победы в Северной войне. Но до 60-х годов XVlll века здесь подвизались лишь простые монахи-строители, не рукоположенные в священный сан.

На рубеже XVlll-XlX веков на Коневце подвизались известные старцы Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов) - последователи преподобного Паисия Величковского. Насельник и строитель монастыря иеромонах Иларион (Кириллов) составил ставший образцовым для многих русских обителей общежительный устав монастыря и службы преподобному Арсению Коневскому, Сергию и Герману Валаамским.

В конце XlX века митрополит Гавриил, занимавший в то время Санкт-Петербургскую кафедру, вызвал из брянских лесов, где тот подвизался, старца Андриана, ставшего настоятелем Коневского монастыря и основавшего здесь Казанский скит.

Коневский скит, расположившийся на первоначальном месте обители, был устроен архимандритом Израилем (Андреевым), - духовным чадом святителя Игнатия Брянчанинова. Он был настоятелем на Коневце почти тридцать лет. При владыке Израиле обитель разрослась, были построены монастырская гостиница, городские подворья в Петербурге: на Загородном, д.7 (восстановленное в наше время) и Большой Охте.

В начале XX века на Коневце начинал свой монашеский подвиг один из шести валаамских старцев, вернувшихся из Финляндии в Псково-Печерский монастырь, схимонах Николай (Монахов).

С приходом к власти Ленина монастырь оказался в Финляндии, что, с одной стороны, сохранило жизнь монахов и обитель до 1940 года от разорения, но, с другой стороны, отрезало остров от родины. Братия старилась. Когда с 1924 года Коневский монастырь отошел к Финляндской православной церкви (перешедшей под управление Константинопольского Патриарха), в нем насильно стал насаждаться новый календарный стиль. На остров был прислан архиерей из Эстонии на место незаконно смещенного архиепископа Серафима. Вся старшая братия: духовник, эконом, казначей во главе с настоятелем игуменом Амфилохием были смещены со своих должностей как старостильники и вплоть до эмиграции совершали литургию келейно по старому стилю.

С началом советско-финской войны братия ушла в Финляндию, взяв с собою только самое ценное. Началась последняя, многоскорбная страница жития коневской братии. Иноки претерпевали голод, холод, бытовую неустроенность в чужой стране, а ведь многие из них были старенькими и немощными. Все они остались на братских кладбищах в Ново-Валаамском монастыре Финляндии и местечке Хиекка, хотя жили надеждой возвращения в Россию. Двум монахам удалось попасть на остров. Они увидели дикое поругание святынь, разоренные храмы, уничтоженные иконы. Почти бесследно исчезла богатая монастырская библиотека.

Ко времени возвращения Коневской обители Русской Церкви в 1990 году, в Финляндии проживал последний насельник монастыря - послушник Андрей (Пешков). В конце жизни был в миру, но семьи не создал. Он успел встретиться с первым настоятелем возрождающейся обители архимандритом Назарием (Лавриненко), указал нам место захоронения игумена Маврикия, последнего настоятеля, похороненного на острове. Спустя месяц раб Божий Андрей отошел от земной жизни. Как будто он и жил для того, чтобы соединить невидимой нитью прежнее и нынешнее бытие Коневского монастыря. После его кончины к нам приезжал нововалаамский иеромонах за песочком с острова на его могилку...

Мне посчастливилось побывать в Ново-Валаамском монастыре Финляндии, поклониться чудотворной Коневской иконе Божией Матери, праху насельников нашей обители, познакомиться с братией. Несмотря на малое число монахов и множество послушаний, большое братское кладбище старовалаамской и коневской братии бережно сохраняется в порядке и чистоте.

† † †

Говоря о сегодняшей жизни Коневского монастыря, можно перечислять обычные для всех возрождающихся обителей трудности. Конечно, нуждаемся в строителях, кровельщиках, штукатурах, малярах, плотниках, столярах.

Приглашаем паломников на наш остров - помолиться у мощей преподобного Арсения, воочию проследить всю нелегкую историю обители. Мы заранее благодарны всем, кто приедет в монастырь этим летом, потому что своим посещением вы вносите лепту в возрождение обители. Братия молится о всех благодетелях, спаси вас Господи.

Тел. Коневского монастыря: 115-35-59. С 22 до 23 часов.

Адрес Коневского подворья в СПб: Загородный пр, 7. Тел: 311-71-94.

Запечатлела Марина МИХАЙЛОВА