Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере и Церкви

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕРДЦЕМ

На момент утверждения единоверия многие архиереи полагали, что оно будет временным состоянием перехода «из частичного Православия в полное». Такое мнение не оправдалось. В течение ХlХ и начала ХХ веков единоверие укреплялось и расширялось. Причем расширение шло за счет двух потоков: и из старообрядчества, и из новообрядческих приходов.

К этому времени все старообрядцы-беспоповцы утратили причастие и многие другие таинства. Понятно, что, читая святоотеческие книги, они видели, какую радость доставляет христианину причастие, но сами прикоснуться этой радости не могли. Беспоповцы есть и в наше время, в частности, в Прибалтике. В их среде обсуждаются вопросы о присоединении к единоверию. Возвращаться в обычные приходы они не хотят, и это вполне естественно. Но стремление к возрождению иерархии и таинств ощущается.

После 17-го года путь единоверия трагичен, поскольку основу единоверческих приходов составляло купеческое сословие. Нет сомнений, что купечество всегда поддерживало монархию и не могло с радостью встретить скверное изменение политической ситуации. Начались гонения. Одна из первых жертв - староста нашего Никольского прихода Михаил Михайлович Диков, который был замучен в ЧК.

Все петербургское единоверие вместе с монахами Александро-Невской Лавры поддержало митрополита Иосифа и движение «иосифлян». Монахам эта поддержка стоила расстрела и высылки. Питерские единоверческие приходы также были закрыты и физически уничтожены. До нашего времени из восьми храмов сохранился один единственный - церковь Святителя Николая на ул.Марата. Ныне его занимает «Музей Арктики и Антарктики». Мы называем его «музеем на крови», потому что созданию музея предшествовала расправа с приходом.

В 1978 году сложилась небольшая единоверческая группа, которая собиралась на квартирах. При первой возможности мы предъявили свои права на церковь. В 1992 году городские власти приняли решение о передаче нам часовни, а к 1996 году - всего храма. Но в 1996 году оказалось, что музей испытывает сложности с переездом. Тогда возникла идея о совместном использовании - для начала мы могли бы молиться в Тихвинском приделе, имеющем отдельный вход. Но музей не хочет нас пускать вообще. Очень сложно объяснить дирекции, что этот храм - единственный единоверческий, который сохранился на северо-западе, что мы являемся уникальным автономным образованием Русской Православной Церкви. Община пока молится в тесной часовне рядом с храмом. В праздники пожилые люди падают в обморок. Нас - более ста человек. Таково положение петербургских единоверцев в конце ХХ века.

- Какую помощь община получает от Епархии?

- Обычно единоверие свои «бытовые» проблемы решало самостоятельно. Но каноническая помощь нам оказывается. И владыка Иоанн, и владыка Владимир, и даже патриарх Алексий посылали письма к городским властям с просьбой вернуть приходу храм.

Общине нужен священник. При рукоположении правящий архиерей должен служить по древнерусскому чину. Это оказалось очень сложной задачей. А пока вопрос не решен, из Москвы к нам будет приезжать единоверческий священник с запасными дарами. Большая сложность с крещением - у нас принято крестить также по старому чину и с полным погружением.

- Какие святые поминаются за единоверческой службой?

- Сложный вопрос. Да, святых послениконовского времени принято не поминать - и это проблема единоверия, которую надо решать соборно, на единоверческом съезде. В некоторых приходах почитаются поздние святые, в некоторых - нет. Единоверцы также не почитают святых старообрядческой церкви раскольного и послераскольного периодов. Единоверие здесь предстает как срез церкви дораскольного времени.

- Каково отношение старообрядчества к единоверию и наоборот?

- Очень разное. Недавно, к примеру, в единоверие перешли сибирские часовенные старообрядцы. Есть безразличное отношение, есть и отрицательное.

Лично у меня больше хорошего в душе от общения со старообрядцами, чем плохого. Знаю наших петербургских поморов и белокриницкий приход. Одно время они помогали нам начинать службу, потому что мы возникали фактически на пустом месте. Очень благодарен и уставщикам, и певчим, и священнику о.Геннадию за поддержку. Сейчас уже легче, так как сложились связи с московскими единоверцами... В ХХ веке много претерпели все: и старообрядцы, и новообрядцы. А скорби людей сближают, умягчают сердца, сглаживают острые углы.

- Православного читателя, внимательно следящего за ходом разговора, уже наверняка посетило чувство сердечной боли. Ведь раскол - пожалуй, один из самых трагических моментов истории Русской Церкви, а значит, и России. Каковы же пути его преодоления?

- Есть одно очень емкое выражение церковных историков: «Раскол семнадцатого века подготовил революцию семнадцатого года». Отпадение от устойчивой и жесткой традиции, либерализация сознания образованных людей, в конечном итоге отход их от Церкви - все это привело к ужасным событиям в ХХ веке. Однако первая религиозная гражданская война случилась не в 20-х годах века нынешнего, а в середине ХVll века. Вспомните «Соловецкое сидение», когда в течение восьми лет монахи Соловецкого монастыря, осаждаемые войском царя, отстаивали старую веру. А казачьи восстания Некрасова и Булавина, стрелецкие бунты в Москве (Хованщина)... Это были восстания приверженцев старой веры, настоящие гражданские религиозные войны. Политические амбиции отдельных власть имущих поставили друг против друга православных русских людей. Зачем нужно было раскалывать Россию, сохранившую свою веру и независимость в период Смутного времени? Эти страшные войны даром не прошли, сейчас мы расплачиваемся за них.

Единоверие было учреждено для преодоления раскола. С другой стороны, единоверие является древним якорем для самой Греко-Российской Церкви. Чтобы преодолеть раскол, нужно двигаться вместе - старообрядцам возвращаться в лоно Церкви, а в самой Церкви необходимо усиление древнерусских традиций. Возвращение в дониконовское время, конечно, невозможно. Но это усиление традиционного возможно по принципу «разные приходы в одной Церкви», представленные своими архиереями. Кстати, у единоверцев были свои владыки, погибшие от безбожников в 20-х - 30-х годах.

Беседуя с нынешними крупными представителями старообрядчества, я понимаю, что они тоже видят ненормальным сложившееся положение и ищут пути сближения, но не на основе объединения, а по принципу соединения. В этом плане перед единоверием стоят большие задачи. Самое главное для всех верующих людей - правильное отношение к старому обряду, понимание, что это наша колыбель, наша материнская Церковь, в которой спаслись многие-многие святые. Тогда появится совершенно иное отношение к расколу. Мы будем вместе переживать его как трагедию. Эту трагедию нужно переживать сердцем, и преодолевать ее нужно тоже сердцем.

Вопрошал Борис СЕМЕНОВ