Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

СМЕРТНЫЙ УЗЕЛОК

Как приуготовиться к своему погребению, рассказывает протоиерей Иоанн МИРОНОВ:

- Старые люди стараются никого не обременять своею кончиной, для этого собирают все необходимое к похоронам заранее.

...Вспоминаю, как у моей бабушки смертное белье было перевязано поясом: рубахи мужская, женская (мужчин клали в гроб не в костюмах, как сейчас, а в портках и длинных рубахах - по-крестьянски, женщин - в сарафанах или кофтах и юбках; препоясывали всех поясом). И обязательно крестильный или деревянный крестик надевали на шею. Обмыв тело, обряжали в одежду.

Это была очень хорошая традиция, как и у преподобных отцов, что справляли заранее гроб, домовину.

Так проявлялась забота о своих остающихся детях, внуках. Потому что смерть близкого человека всегда несет растерянность, мы не знаем, что надеть, как надеть на усопшего. А когда у покойника все заранее справлено, это очень хорошо.

- Батюшка, а хорошо ли завещание написать?

- Тоже неплохо. Как Господь нам завещал Царство Небесное, многие святители оставили нам завещания, так можем сделать и мы. И пастыри, и миряне пишут завещания. Известно, что святые раздавали все при жизни, чтобы душа прошла мытарства.

- Батюшка, а хорош ли обычай раздавать вещи после усопшего?

- Да, это очень полезно. И не нужно ждать истечения сорока дней. Наоборот, сорокоусты об упокоении, милостыни, столы для бедных людей особенно нужны во время прохождения мытарств. А вот если сродники не могут поделить между собой наследство, начинают спорить, враждовать - это худо. Вспоминаю, как на поминках один сын покойного, затеяв ссору по жадности, зарезал другого. Вместо поминовения свершилось убийство. Потом и остальные погибли, так и не осталось никого из потомства. Как и сказал Господь легче верблюду пройти через игольное ухо, чем богатому войти в Царство Небесное. А ведь нам завещено-то Царство Небесное, богатство же нередко приносит с собой заботы, суету, отвлекающую нас от главного.

Великое, благодатное дело - приуготовление в земной жизни к исходу в вечность. Мы же странники и пришельцы здесь, а в Доме Отца Моего обителей много. От того, как дело Божие справим на земле, зависит наша участь в вечности.

В завершение - стихотворение недавно почившего псковского пастыря о. Валентина Мордасова «Завещание матери»:

Сын мой! С тобою я скоро расстанусь.
Пришел мой черед, ухожу,
Туда, где неведомы грусть и усталость,
Где Богу возносят хвалу,
Где нету тревоги, болезни, печали;
Уже на пороге стою.
Послушай, мой сын, что тебе завещаю,
Исполни же просьбу мою:
Одень меня просто, без долгого сбора,
И гробик попроще найди,
Чтеца призови, и пусть после канона
По мне прочитает псалмы.
Богатых поминок с застольем не надо,
Как принято делать везде.
Лишь гордости это греховной в усладу,
Но нет покоенья душе.
Свези меня в церковь без светского пенья,
Запомни, что я говорю:
Пускай хоть недолго - до погребенья -
Побуду лицом к алтарю.
Поставь на могилу мне крест деревянный,
Он всех избавляет от бед.
А мрамор, гранит - словно груз окаянный -
Усопшему в тягость и вред.
Вином поминать меня, сын мой, не станешь!
Про это прошу не забыть.
Ведь этим лишь душу мою ты поранишь,
А лучше - и вовсе не пить!
В годину по мне закажи ты обедню,
Поставь у Распятья свечу,
Подай, сколько можешь по милости, бедным -
Все это тебе по плечу.
А если вдруг сердце забьется тревогой,
Ко мне на могилку приди.
И преподобного Серафима
Правило тихо прочти...
Господь Милосердный пошлет утешенье,
От бед - в покаянии дверь,
Проси у Него и у ближних прощенья,
Молися, надейся и верь.