Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

записки верующей

АКАФИСТ

Есть в акафисте Божией Матери «Неупиваемая Чаша» такие слова: «Странно и сомнительно неверующим слышать, как икона Твоя святая «Неупиваемая Чаша» Божественных исцелений источает чудо». Как хорошо я их понимаю.

...Акафист заставила читать беда - сын начал выпивать. Взвесив все свои возможности остановить его, поняла, что у меня их просто нет. Почти сразу началось собственное лечение от жесточайшей депрессии. Темное облако, окутавшее мозг и сердце, стало рассеиваться под влиянием невидимых лучей света. Читая акафист ежедневно, перед сном, я стала просыпаться утром без привычного отвращения к жизни. Страшная тоска стала отступать, исчезать, как туман с наступлением дня, давая место все более частым проблескам радости и интереса к жизни. Просишь словами Акафиста у Богородицы: «Избави нас от всех недугов душевных и телесных», и воцаряется в душе спокойствие.

...Внезапно перестал появляться в доме школьный «друг» сына, у него возникли неотложные дела. Прежде Игорь бывал ежедневно и оставался ночевать, жил у нас, пока я была в больнице. Работает Игорь официантом в ночном американском ресторане, знает два языка, прошел конкурсный отбор. Энергичный, умный, честолюбивый и всегда при деньгах. Каждый раз, приходя, приносит спиртное, дорогое и изысканное. На мои просьбы перестать поить сына отвечал агрессивно: «Вам везде чудится алкоголизм». Игорь не крещен, в Бога не верит. Бог для него - психологическая иллюзия. В сущности, верит он только в себя и в силу денег. Но есть в его душе и что-то глубокое, есть потребность в бескорыстии, потому тянет его к моему сыну. Девиз жизни Игоря - все попробовать, а потом выбирать. Вот и пробует: спиртные напитки, женщин, легкие наркотики.

...Людям свойственно ждать чуда, быстрого и мгновенного исцеления. Но ведь отставной солдат, который исцелился в 1878 году в Серпухове, у иконы «Неупиваемая Чаша», полз к ней, опираясь на костыли, без средств, с одним страхом и надеждой. В пути ему подавались силы. В этом чудится мне глубокий смысл и указание на необходимость собственных усилий в душевном исцелении, нужны время и страдания, чтобы получить просимое. Чудо - это награда за веру и труд.

...На 13-й день чтения акафиста, когда я уже поверила в то, что беда позади, ночной звонок поднял моего сына с постели. Быстро одевшись, он ушел, на ходу объяснив, что идет смотреть видеофильм - пригласила знакомая Л. Хорошо ее знаю - тридцатилетняя, замужняя, обеспеченная женщина, муж работает в торговле. Добродушная, часто нетрезвая. «А муж дома?» - вдогонку бросила я. «Кажется, в командировке».

Сын вернулся часа через три, сразу прошел в ванную. Началась рвота, которая не прекращалась, пока не вызвали скорую. Ужасная ночь, подозрения на смертельное отравление, уколы, внутривенное введение препаратов. Подозрения в отравлении рассеялись, когда позвонили Л. Она чувствовала себя хорошо, утром даже пришла навестить сына. «Мы выпили всего одну бутылку английского джина», - удивлялась она.

Сын спал сутки. Через два дня слышала, как объяснялся с приятелем по телефону: «Сегодня увидел в ларьке джин, который раньше просто мечтал купить, и стало противно». Действительно, этой ночи оказалось достаточно, чтобы сын надолго прекратил попытки напиться. В листочке, оставленном на столе врачом скорой, был написан диагноз: «Индивидуальная непереносимость алкоголя». Вспомнились слова приснопамятного митрополита Иоанна на одной из встреч с мирянами: «Молись за человека и жди, что пошлет Господь. Нередко Господь посылает человеку «узду», удерживающую его от греха».

...Верующие люди из братства св.муч.Вонифатия подсказали, что существует связь между судьбой отца и сына. Отец моего сына, с которым я рассталась 20 лет назад, страдает алкоголизмом. Знаю, что каждый год безрезультатно лежит в больнице.

Стала читать акафист и за него. От того, как сложится жизнь бывшего мужа, как она закончится, зависит и судьба сына. После чтения появилось навязчивое желание выпить. В воображении ощущала днем, что выпиваю стакан вина. Легко ли удержаться, когда так неотвязно хочется пить? Осуждение пьяницы становится слабее, когда побываешь в его положении. А можно ли молиться за человека и тут же осуждать его?

...Познакомилась с Н. Она отчитала за сына акафист. Говорит: «Мой сын пил беспробудно, крест с него в пьяной компании сняли. Квартиру потерял, подписал документы, и не помнит, как. Он и подшивался, и по больницам лежал... Читала Псалтырь, слезы лились рекой. Читаю и плачу. И вдруг запой прекратился. Будто со дна моря его подняла. А мама читает за него акафист. В роду у нас все верующие, и бабушка, и прабабушка, и тетя... Недавно сын сказал, что стал пить меньше. Крест купил в Дивеево, чувствует, что помощь идет. Но в церковь не ходит. Неуютно ему там, все раздражает, в особенности священники».

...Материнская любовь. Сегодня столько примеров ее вырождения - разве наркоманки, алкоголички, жрицы свободной любви могут называться матерями? Психиатры жалуются на лавину детских неврозов, и в каждом случае причина - мать, которая не может дать ребенку любви.

Но именно среди верующих женщин встречаешь такое терпение, такую силу духа, такую надежду, что испытываешь почти суеверный страх: кто же они такие, эти люди? На вид скромные, уставшие, просто одетые, стоят в церквах на длительных службах, совершают многотрудные поездки по монастырям, делятся с чадом последним, что имеют, молятся со слезами в своих жилищах, и прощают, прощают, прощают. Все уже давно отказались от человека, в котором и образ Божий едва виден, а ее терпение не кончается. Это - не просто привязанность, какую и животное к потомству имеет. У этой любви есть духовный источник. Спасая дочь или сына, спасаются сами, припадают к одному источнику жизни. Матерь Божия, совершенная Мать, поддерживает и питает их Своей неиссякаемой любовью.

...Вечером, читая, как обычно, акафист, под впечатлением разговора с несчастным пьяницей А., поколебавшись, назвала в молитве к Богородице и его имя. Назвала трижды, как и полагается, испытывая некоторую нерешительность - все-таки без благословения священника.

Не успев заснуть в эту ночь привычным крепким сном, я неожиданно проснулась от сильнейшего страха. Не открывая глаз, стала читать «Отче наш», Трисвятое. Страх нарастал, становился невыносимым. Прочитала «Да воскреснет Бог», и страх пошел на убыль. «Что случилось, что происходит?» - снова и снова мысленно спрашивала я. Неожиданно вспомнилось имя того, за кого молилась вечером, потом его фраза из разговора: «Часто мучает страх, он всегда приходит с похмелья. Страх неопределенный, сильный. Боюсь переходить улицу, боюсь смотреть людям в глаза». «Вот ты чей раб!» - прояснилось мне. Между тем, о сне не могло идти и речи. Не выдерживаю, встаю к горящей лампадке, теплым маслом ставлю крестик на лбу, слегка обтираю маслом лицо и волосы, снова ложусь.

Пьяницы часто не верят, что за ними стоит нечистая сила, что больны они демонической страстью. Видел же некий прозорливый старец, что на шее пьяницы висит ошейник, конец которого ведет куда-то вниз, вглубь земли. О бесах сказано: «Сей род изгоняется только постом и молитвою». К сожалению, в разговоре со мной А. признался, что хотя в Бога верит, ни одной молитвы не знает.

...Встретила знакомую, которая сказала, что снова запил отец двадцатилетней Ольги. «Молятся за него?» - спрашиваю. «Рукой махнули, надоел он всем», - отвечает знакомая. Год назад, когда Ольга в такой же ситуации начала читать акафист, подала поминание о здравии, - помощь пришла. Отец, который обычно пил месяц, а то и два, вышел из запоя через три дня, срывался два-три раза за сорок дней, но не более чем на день-два, и то в те дни, когда дочь не читала акафист. Потом ему сделали операцию, и опять он не пил. Однако отец оставался вне церкви. На вопрос, чем он занимается, Оля отвечала: «Очень много читает, интересуется нетрадиционными методами оздоровления, восточной мистикой». Впрочем, сама Оля, крещеная в детстве, толком не знает, что в церкви происходит.

Но и стоящим на пороге веры Господь помогает. Разве не было помощи в облегчении запоя, в благополучной операции? Скорее всего, девушка отнеслась к чтению акафиста, как к какому-то заклинанию - прочел, и должен быть результат. Но молитва - это живой процесс общения. Прерывается молитва, и начинает человек жить сам по себе. Перестает вспоминать о Боге, и Бог не навязывает Себя.

В этой истории поражает нелюбовь к отцу. Нет света духовной любви в дочери. Не потому ли, что сама она, в сущности, вне Церкви, не прочь и сама выпить? Курение для нее давно стало привычкой. Не обошла Олю и «свободная любовь» - собирается узаконить отношения с молодым человеком, да пока разные обстоятельства мешают...

Говорят, чудо надо делать своими руками. Без наших над собой усилий не свершится и божественное чудо. Дочь и отец - в замкнутом кругу, в котором гибнет душа человеческая. Как разомкнуть этот круг? Молиться.

...Когда подходишь к монастырю в Дивеево, тебя встречают нищие-алкоголики. Кольцом стоят вокруг уголка рая на земле, как напоминание об аде. С воспаленными лицами, беззубые, неопределенного возраста, они бесцеремонно выпрашивают подаяние. Мужчина лет пятидесяти, получив милостыню, низко склоняется и долго не разгибается. наконец, выпрямившись, повторяет «простите Христа ради». Но глаза его смотрят куда-то далеко. Кажется, что он просит прощения у Бога, перед Которым грешил всю свою жизнь.

Вокруг монастыря вьется дорожка, отмеченная крестами, огражденная забором, по которой, по преданию, однажды шла высокая женщина в черном. Это земля, по которой ходила нога Богородицы. Иду по ней и встречаю двух местных мальчишек. Идут пьяные, с бутылками пива. Проходя, ухитряются задеть. Слышится нецензурное слово. «Вот моя боль, - чудится мне голос. - Это дети моей России».

Л.Свиридова