Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА

Недавно Госдума приняла закон «О государственной защите нравственного здоровья граждан и усилении контроля за использованием продукции сексуального характера». Законом «не допускается оборот порнографической продукции на территории России».

Принятию закона предшествовала бурная дискуссия парламентариев, во время обсуждения проекта то и дело раздавались едкие замечания с мест. Причина столь неоднозначного отношения депутатов к тем или иным формулировкам кроется в том, что закон вторгается в систему нравственных ценностей человека. Что же такое пол в православном понимании, что такое взаимоотношение полов с православной точки зрения?

В наше время много говорится о вопросах пола. Высказываются на эту тему представители самых разнообразных религий. Но не нужно думать, что Православие обходит эту тему стороной, стесняется ее. Сохранился малоизвестный ныне православный труд под названием «Остров достоверности», авторство которого принадлежит новомученику иеромонаху Онисиму (Полю). В этой объемной книге есть глава «Любовь как условие Царствия Божия», в которой даны православные ответы на волнующий людей вопрос о взаимоотношении полов. Отец Онисим работал над книгой в строжайшем уединении в горах Кавказа, с 1925 по 1926 год, живя на послушании у схимника-отшельника о.Даниила. Весь труд написан с благословения его духовника на основе святоотеческого опыта. Отец Онисим имел основательное светское образование, был учеником философа А.Ф.Лосева.

«Правильный ответ на мучающий человечество не одно тысячелетие вопрос о смысле любви возможен, - пишет о.Онисим, - только исходя из целостного мировоззрения, то есть из христианского учения о Боге и человеке, о творении человека, о грехопадении, о естественном и противоестественном состоянии твари». Инстинктивно и без теоретического научения это чувствует каждый ребенок.

«Известно то чувство ужаса, которое овладевает ребенком, когда он впервые узнает о том, как совершается продолжение рода человеческого. Детский протест против естественного акта есть воспоминание об утраченном Рае. Дети чувствуют несовместимость царственной любви мужчины и женщины и их видимого соединения. Не надо думать, что они по глупости или наивности ничего не понимают в этих вопросах. Они любят сказки, где постоянно встречаются свадьбы. Хотя они не сознают всей глубины любви, но брак сказочного царевича и премудрой девы им понятен. Брак, после которого о них известно только то, что они вместе царствуют в царстве чистой фантазии. И для них нестерпимым диссонансом звучит потом известие о состоянии пола на нашей земле.

Первое впечатление бывает самым верным. Первое впечатление ребенка от знания о половом акте есть истинное впечатление, в нем раскрывается божественное знание. Так относиться к полу и любви, как относятся дети - ужасаться плотским союзом и одобрять сказочный брак - значит исполнить заповедь Христову принимать Царствие Боже как дитя».

То, что детям дано знать в период невинности, взрослому человеку необходимо понимать сознательно. «Наш долг, наше дело в спасении вселенной: преображать отношения полов с помощью Божий. Наша религиозная обязанность - восходить к небесной любви», - пишет о.Онисим. Все это не означает, что нужно отвергать брак. Гнушение браком было осуждено еще первоапостолами. Важно знать, как понимается союз двоих. Задача каждого человека состоит в том, чтобы увидеть Божественный замысел о нем. Существуют натуры, которым самим Творцом назначен путь девства. Есть натуры, которым Господь создал дополнение в другом поле. Важно не ошибиться в этом знании. По мысли о.Онисима, «Бог неусыпно следит за половой жизнью человека в широком смысле этого слова, охватывая любовь земную и небесную, болезненные отклонения и мистические предвосхищения грядущего. Бог следит за всеми победами и поражениями, даже мысленными, и соответственно направляет внешнюю жизнь. Всякая победа влечет за собой перемену отношений Бога и человека. Встреча с духоносным наставником, духовно близким человеком, благоприятный для углубления в самого себя поворот внешних обстоятельств, являются часто следствием какого-либо прочного возвышения в жизни пола».

Таинство брака дает силу преодолеть «естественный брак», сочетая не только в этом мире, но и на будущий век. И только в Церкви человек может обрести правильный идеал женственности и мужественности. Это не отказ от своего пола, не изгнание страстей внутрь, а преображение, осмысление того, что задумал Бог о мужчине и женщине.

Идеал мужественности, «мужа совершенна» - это Христос. Идеал женственности, материнства и девства одновременно - Божия Матерь. Образ единения, указанный апостолом Павлом, это таинственное сочетание Христа и Его Церкви. Таинство брака дарует благодать для поисков этого идеала. Все это имеет отношение не только к людям, избравшим жизнь в браке, но и к иночествующим. Для иночествующих идеал духовного отцовства и материнства должен быть первенствующим. Православная Церковь есть большая семья, где все мы «сочетаваемся со Христом».

В отношениях полов, по словам о. Онисима, есть разные степени: естественный брак, поэтическая любовь, бесстрастие, небесная любовь. На нижней ступенька действует «мистика рода», на завершающей - «мистика собора». Как сказано у Апостола, «и выходящие замуж должны быть, как не имеющие мужей», - не в смысле гнушения плотью, домашним хозяйством, воспитанием детей, а в смысле того, что отношения не должны строиться только на родовой страсти. Недаром в молитвах на сон грядущим всякий христианин испрашивает Бога: «устави стремление страстей, угаси разжение восстания телесного».

Итак, идеал христианский - жизнь целомудренная. В Древней Руси это хорошо понимали. Князья и цари хотя бы перед смертью старались принять монашеский постриг. Но и браком никогда не гнушались, боясь только разврата. И желали как высшего счастья для своего чада монашеского жития.

О.Онисим пишет: «Высокое проявление духовного материнства, когда мать по плоти желает, чтобы сын или дочь вступили на путь иночества; скорбит, если они склонны к браку. С родовой точки зрения такое печалование непонятно. Это победа небесной соборности над родом».

Из житий подвижников мы знаем, что настоящие монахи вырастали в настоящих православных семьях. А не так, как представляют многие: насмотревшись дома, как ужасна семейная жизнь, юноша или девушка решают уйти в монастырь. Нередки случаи, что именно в многодетных семьях чада становятся монахами. Самый ярких пример из нашего века: семь дочерей и сыновей блаженного Филиппа Гефсиманского стали монахами.

Тема, затронутая нами, ниисчерпаема, ибо «тайна сия велика есть». Кого-то может смутить, что такой вопрос, как жизнь пола, обсуждается монахом. Но смущение здесь едва ли уместно, ведь о.Онисим был из тех, кто понимал, что мы, христиане, не должны прятаться от жизни. Мы должны реально думать о будущем своих детей, помогать им стать настоящими православными мужчинами и женщинами, а не существами среднего рода.

М.Тверской