Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В ГОСТЯХ У ОТЦА НИКОНА

Вот уже полгода живет отец Борис - ныне иеродьякон Никон(Муртазов) на Святой земле. Очень мы по нему соскучились. Он ведь не только подвижник-иконописец и автор кратких рассказов, он - один из немногих, кто умеет по-настоящему приветить человека, по-дружески обласкать и утешить. И еще - он неиссякаемый и одаренный собеседник. Чтобы вспомнить о наших беседах с отцом Никоном, включили мы одну из старых кассет. И обнаружили в записи те короткие рассказики, которыми можно поделиться и с вами - нашими читателями.

† † †

«Да, Бог поругаем не бывает... Вот что рассказывала мне дочка одного человека. Как-то пришел он в дом к одной старушке и говорит: «Дюже курить хочется, нет ли у тебя какой-нибудь бумажки скрутить махорку». Ну она дает мне какой-то пожелтелый лист. Я посмотрел, а это - Евангелие. «Нехорошо, - думаю, - на табак переводить Евангелие». Но желание курева перетянуло.

А потом заболел этот человек тяжко. Врачи вроде бы и никакой особенной болезни не находят, а он чахнет и чахнет. Думал уже, что пришла пора умирать. Все, что мог, уже по людям роздал, лежит на печке и ждет, когда дух выйдет.

И вдруг входит к нему ясноглазый такой, незнакомый старичок. Встает у печки и говорит:

- Ну что, болеешь?

- Болею.

- И умрешь, если не покаешься. Книг и так нет, а ты куришь... Покайся, тогда Господь тебе даст исцеление.

Стал он плакать, скорбеть, и хотя поблизости храма не было, исповедоваться он не мог, но Господь за покаяние послал ему исцеление. Видно, это святитель Николай к нему приходил.

А потом вот еще что с ним было. Он невенчанным жил со своей женой Анной. И вот однажды во сне увидел он апостолов Петра и Павла.

А вокруг народу масса стоит, и все слушают проповедь о том, как грешно жить невенчанными. Проснулся он, говорит: «Анна, давай скорее венчаться».

Это все мне его дочь рассказывала 30 лет назад, а я вот до сих пор помню, потому что все такие рассказы очень укрепляли мою веру в юности. Они врезались в память, потому что связаны с реальной жизнью, с реальными людьми, их опытом личным, не из книг прочитанным. И теперь, когда я пишу свои записки, то я не фантазирую, я вспоминаю то, что мне люди когда-то рассказывали или то, что со мной самим было. Факты я стараюсь не искажать.

† † †

Один рассказ батюшки нам кажется особенно знаменательным, потому что те предсказания, которые ему были даны, что в пятьдесят лет он умрет, - ныне духовным образом сбылись: нет более отца Бориса, а есть иеродьякон Никон.

«Когда мне эти предсказания передавали, я писал иконостас в храм на моей родине под Чистополем. А там был молитвенник-мученик. Он был псаломщик или староста в этом храме до революции. В тридцатые годы храм закрыли. И стали тогда устраивать колхозы. А наша бабушка была избрана в президиум собрания, как одна из самых бедных в селе. Поступали первые трактора в деревню, и решали, брать или не брать. А наша бабушка говорит: «Не надо нам никаких тракторов! Конями вспашут». Кто-то один ее поддержал: «Правильно, правильно, Марфа Васильевна!» А староста-то бывший Филипп Дмитриевич в это время заглянул в зал, посмотрел, послушал, да и ушел. И вдруг объявляют: «Все - собрание закрыто! Филипп Дмитриевич подговорил безграмотную Марфу, чтобы сорвать собрание». И взяли его. А еще вспомнили, как однажды они картошку мокрую в яму кидали, а он сказал: «Что же вы делаете, вы ей вечную память делаете». И картошка сгнила, тоже порешили: «Это Филипп виноват, он все подстроил». И замучили его большевики.

И вот, когда я писал иконостас, то увидел во сне маму мою и она мне говорит: «За тебя тут хлопочет Филипп Дмитриевич, молится за тебя».

Думаю, за то, что я иконостас в его любимый храм сделал мученик меня и выхлопотал, продлил мне Господь жизнь.

А все-таки надо помнить: спасение не от дел, а от Бога милующего...

† † †

С особой радостью, даже мы сказали бы, веселостью, вспоминал отец Никон казанскую блаженную Анну, которая была его воспитательницей в юные годы.

«Когда я пришел к ней в первый раз, то испугался даже, была она вся в каких-то лоскутках, нечесанная. Комната у нее была почти совсем пустая. Только лавка, стол да угольник с иконами и стопочка книг Иоанна Кронштадтского. А я тогда философствовал много, ну и нафилософствовал об отце Иоанне, что он был царский приспешник и прочее, чему в школе учили. Вот пришел я, сел на лавочку, а она на меня поглядела: «А, философ пришел». Она мысли человека видела. Я как-то сидел и про нее плохо что-то подумал. А потом про себя и говорю: «Ну, Анна Михайловна, прости меня». А она вдруг оборачивается и говорит: «Я-то прощу, а Бог простит ли?» Однажды она брату моему хотела подарить картину «Христос и грешница». Хорошая картина была, но немного в католическом стиле. Вот она дает ему картину и говорит: «Бери. Борис исправит ее». А я подумал: «Что тут исправлять? И так все хорошо». Тогда она на меня посмотрела и картину обратно забрала: «Нет, он не исправит, не хочет».

Кончина ее была дивная: положили ее на лавку у окна, так она лежала, смотрела в окно и пела: «Чертог Твой вижу, Спасе Мой, украшенный| И одежды не имамы, да вниду в онь...» И с этими словами она и скончалась. Божий человек.

Она всю жизнь боролась с бесами, воевала, шумела, даже когда по улице шла. Есть у Святого Иоанна Кронштадтского такая молитва: « Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я - раб Господа Моего Иисуса Христа, а ты - вознесенная гордыня, так усильно борешься со мной слабым».

Много великих Божиих людей прежде было, теперь, конечно, не то, заметно оскудение духовное. Но нужно помнить, что все от благодати. Вот даже дневник св. пр. Иоанна читаем: он пишет, что когда он в благодати, то все хорошо. А когда благодать отступает, то возможны и ошибки, и проявления человеческой слабости. Так и старцы. Мы когда идем к кому-нибудь с вопрошанием, то должны молиться, чтобы Господь послал благодать, чтобы воля Божия была высказана через священника, а мы должны идти к Богу, а не к человеку. А человек может изнемогать от усталости, болезни, старости - и ошибиться. Старцы говорят то, что им Бог открывает. Но ведь иногда воля Божия о человеке остается неоткрытой. Значит так надо. Подождать надо, потерпеть».