Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

ПАЛОМНИК

В старину паломников называли поклонниками, одним словом выражая суть этого подвига-послушания. Поклониться святыне ехали в монастыри, на Святую землю, к старцам и блаженным.

Автору этих строк приходилось быть руководителем групп современных паломников - и, увы, убедиться, что люди часто не понимают, что такое паломничество. Всякий сбой, препятствие на пути к цели они подчас воспринимают с бурным возмущением. От батюшек и матушек в монастыре требуют, чтобы к ним проявили максимум внимания, ропщут, если что-то получается не так, как им хотелось. Или еще хуже - нарушают общую сплоченность, идут «кто в лес, кто по дрова» - и собрать всех вместе потом - труд великий.

Наверное, нужно еще в тот момент, когда приходят записываться на паломничество, объяснять, что это не туристическая поездка. Что паломничество - это особый подвиг благочестия, и к нему надо готовиться. И ждать искушений. Или до, или после, или во время поездки. Это - нормально. «Чем больше святости, тем больше искушений вокруг. Всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение», - говаривали прежде на Руси.

Какими же были поклонники в старину? Путь на лошадях, или поезде, или на машине в теплое время считался предосудительным. Крестьяне, отправляясь на богомолье, кроме поклонения святыням, стремились еще и к тому, чтобы потрудиться, постранствовать в дороге. В дороге старались не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, никого не злословить, держать себя в молитвенном состоянии.

Прежние люди знали, зачем они отправляются в паломничество. Чаще всего ходили по обету (обещанию) - после исцеления от болезней или помощи в трудных обстоятельствах. Ходили просить благословения у старцев для благополучного ведения дел, а также перед женитьбой или призывом в армию. Ехали для того, чтобы перед святыней принести сугубое покаяние: исповедоваться и причаститься Святых Таин. Старики ехали надолго - замаливать грехи. Молодые паломники оставались в одном монастыре 2-3 дня, а потом двигались дальше. Чаще всего паломничали приходами вместе со своим приходским батюшкой. Сколько прекрасных воспоминаний о таких паломничествах сохранилось на страницах старых журналов! На всю жизнь запоминалось то благодатное общение в пути и у святых мест, в котором не было суетливости, эгоистического обособления, вечного недовольства жизнью и окружающим миром.

К сожалению, последние слова приходится адресовать к некоторым современным паломникам. По собственному опыту могу сказать: пребывание, да и сам путь к святому месту - прекрасный способ для самопознания. Спадает вся шелуха, все наносное - и ты видишь, какой ты есть. Неприятное зрелище! И к этому, наверное, тоже нужно готовиться, когда едешь в паломничество, не только искушение извне придется понести, но что гораздо труднее - искушения изнутри. Приведу пример: ехали мы на праздник преподобного Александра Свирского. Должны были прийти два автобуса, но один не приехал. И хор остался на улице, кому-то из уже сидящих в автобусе нужно было выйти, освободить место для певчих. Почти все «верные прихожане» остались на своих местах, а вышли все монашествующие. Так и хотелось задать им вопрос: зачем вы едете в паломничество?

Но не будем заканчивать на грустной ноте. Конечно же, если бы паломничества были бы только сплошным испытанием, то никто к ним и не стремился. За один день паломничества иногда переживешь, перевидишь, передумаешь столько, сколько в обычной жизни за месяцы не узнаешь. За монастырской службой надышишься кислородом духовным так, что только словами псалмопевца об этом можно сказать «обновится яко орля юность твоя». Один взгляд, благословение старца могут все перевернуть в жизни на долгие годы.

А сколько благодатных встреч с людьми бывает в этих святых путешествиях! А какая радость слышать от тех, за кого подавал поминание в монастыре: «Спаси Господи, я чувствовала, что за меня молились - мне было легче». Рассказы об одном дне паломничества иногда повторяются по нескольку раз и спустя много времени: ведь всем узнать хочется, «как там отец Николай», или «как поживает теперь Пюхтица», или «как сходил в этом году благодатный огонь», или «что там в Иваново с мироточащими иконами происходит», и многое, многое другое.

Пузырьки со святой водою, святым елеем, ладан, крестики, иконочки - все это особое утешение паломникам и их близким. И напоминает, и сохраняет связь со святыми местами на долгие годы.

Закончим тем, с чего начали: учиться нам нужно у предков наших осознавать паломничество как особое послушание, тогда оно принесет нам настоящую духовную пользу.

Л.Самарина