Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СПАСИТЕЛЬНЫM ПУТЕМ

Вот и позади остался праздник Святой Троицы... Но вопросы, связанные с сущностью нашей веры волнуют всегда. Наш гость - один из старейших клириков нашей епархии настоятель Троицкой церкви г.Всеволожска протиерей Иоанн Варламов:

- Батюшка, расскажите о святынях Троицкой церкви г.Всеволожска.

- В нашем храме особо почитаются иконы Божией Матери Владимирская и Скоропослушница, образ святителя Николая Чудотворца. Иконы эти старые, намоленные. Хотя храм закрывался и был несколько лет в запустении, благочестивые люди не допустили поругания святынь, сохранив их до времени в потаенных местах. Когда после войны в церкви возобновились богослужения, святые лики вернулись. Храм посвящен Живоначальной Троице, но второй престол, на котором мы совершаем ранние литургии - Никольский. И храмовая икона святителя особо почитается прихожанами, потому что была прославлена несколько десятилетий назад. Тогда у худых людей появилось намерение похитить святой лик. Но взяв икону, они донесли ее до середины храма и дальше не смогли двинуться. Так святитель Николай возбранил изнести свой образ из храма. Люди те позже раскаялись, поведав о том, что совершил с ними Господь.

В последнее время в нашей церкви по несколько дней мироточили многие иконы: Божией Матери Скоропослушница и Озерянская, преподобного отца нашего Серафима, Архангела Михаила, Всех святых, образ Спасителя на колонне. Эта милость Божия, проявляемая через иконы, воочию являет нам то, что Господь нас не оставляет, по-прежнему призывая нас к поиску своего спасения. Все остальное Господь обещал нам устроить.

- Батюшка, читатели часто спрашивают нас, как обрести духовного отца? Многие церкви, особенно в районах новостроек, переполнены в праздничные и воскресные дни. Исповедь получается краткой, получить необходимое духовное наставление затруднительно. Нужно ли искать отдаленные приходы или ходить в ближайшую церковь?

- Спасение наше всегда было многотрудным. Да, Господь близок каждой душе, но достигается Царство Божие постоянными усилиями, преодолением своих немощей. Врагом нашего спасения диаволом повсюду расставлены сети, поэтому нам заповедано быть мудрыми, как змеи и простыми, как голуби.

Не стоит нам искать за тридевять земель легкого вхождения в Царство Божие. Потому что Царство Божие - это и наши скорби, наши болезни, тот тесный путь, который один лишь вводит в Жизнь Вечную. Господь всегда готов нам помочь, но никому не было обещано, что он легко и безболезненно войдет в Царство Небесное.

Мы же часто бываем не удовлетворены тем, как к нам отнеслись в том или ином храме, не расположили нас к себе, не умягчили наше сердце; с чем мы пришли, с тем и уходим. Но чаще всего от нас самих зависит, с какими чувствами мы покидаем храм Божий. Пришли ли мы с тем, чтобы совлечь свой греховный груз, очистившись от всякия скверны - нам дастся эта благодать. Если же в душе нашей - суета сует, дела наши торопят нас поскорей уйти - мы не приобретем благодати, а потеряем и то, что имели.

Исповедь и другие таинства Церкви каждому из нас доступны. Но как мы воспринимаем их, получаем ли благодать, что им присуща, - зависит уже от нас самих, нашего духовного состояния. С каким усердием, с какой молитвой мы приступаем к этому таинству, бичуя ли себя чистосердечно за грехи, повергаясь пред милосердием Божиим, просим ли искренне, чтобы Господь простил нас - Господь, конечно, простит нас. И через священника ниспошлет благодать, что необходима нам. Но если мы начинаем перебирать, взвешивать достоинства того или другого, если мы тому не доверяем, а от иного ожидаем большего, не удовлетворяемся вниманием, что нам уделили, начинаем роптать - значит мы забыли о том, что не священник принимает нашу исповедь, а сам Господь Бог приемлет покаяние, о чем прямо сказано в молитве. Он и ниспосылает Свое прощение, Свою милость. Поэтому будем идти не к священнику, будем идти к Богу, чтобы Ему исповедовать свою слабость, свою немощь, свою греховность. Сам Господь да даст нам прощение и благодать, исцеляющую греховные язвы, что допустили мы в свои души.

Будем помнить, что Господь дал нам заповеди, чтобы мы соблюдали их. Шесть дней, - сказано нам, - посвяти себе, а седьмой Господу Богу твоему. Праздничные, воскресные дни мы должны посвятить не суете житейской, а молитве, добрым делам, любви, которую Господь ждет от нас как самый драгоценный дар.

Будем так располагать свое время, чтобы его хватало и на молитву, и на добрые дела: посещение болящих, заключенных, утешение скорбящих, унывающих. Это доступно каждому из нас. Слово утешения, сказанное человеку, переносящему скорби и лишения, может стать живительным бальзамом для его души. Ведь не свое слово мы принесем, а Благую весть Божию.

Будем достойно проводить свое время, данное нам на искание Вечной правды и Вечного блаженства, чтобы едиными устами и единым сердцем прославлять Господа: кто своей молитвой, кто - милосердием, кто - талантом, что все мы должны приумножать. Да поможет нам всем Господь сеять добро и милосердие, чтобы идти спасительным путем в достижении Вечного блаженства.

- Доброделание - долг христианина. Но страшно, когда мы начинаем исполнять его формально, потому что «так нужно», не принимая человека, которому мы помогаем, в свое сердце, не болея за него душой. Мы перестаем тогда отличаться от сектантов, ведущих «запись добрых дел». Многие наши православные братья и сестры идут сегодня в больницы, темницы, приюты, к обездоленным, заблудшим, скорбящим. Но «отдав долг», обижают другого ближнего. А ведь каждый человек, которого мы встречаем на жизненном пути, послан нам Господом. Через него созидается наше спасение. Мы очень склонны к обличению, назиданию и, увы, осуждению окружающих нас людей, и очень редко соглашаемся просто посочувствовать, пожалеть, утешить. Но не количество добрых дел решит нашу участь, а милость Божия и изменение нашего душевного устроения.

- Да, часто мы стремимся к поучению и обличению ближних, а уж пересчитывать и судить чужие грехи - все мы мастера. Но ведь Господь никого из нас не поставил судьями над нашими братьями.

Угодники Божии, уходя в пустыни, порою годами и десятилетиями не видели человека, общаясь только с животными и природой. Но с каким усердием они молили Господа Бога о том, чтобы им увидеть свои грехи, войти вглубь своей души, извлечь из нее всю мерзость, которой ниспало человеческое естество. И своими молитвами, подвигами они восходили от силы в силу на высокие ступени святости, чистоты, правды. Они готовы были прощать и любить ближнего в любом его положении и состоянии, не взирая на то, язычник ли он, грешник ли. В каждом человеке видели они образ Божий, проявляя этим дар любви, и она творила чудеса. И язычники, и иноверцы, видя истинного поклонника Божия, влеклись к нему и готовы были принимать от него наставления, поучения.

Дай Бог и всем нам заботиться не только о себе, но и о ближнем. Ведь окружающие спасаются нашим подвигом, если мы пребываем в любви, если прощаем нашего ближнего, не взирая на то, в какой грех он впал, если готовы покрыть его своей любовью, - тогда Господь среди нас. Но если вместо этого мы начинаем ближнего укорять, поучать, да еще свысока поучать, то этим мы не созидаем, а разрушаем и то, что человек имел. Он обратился к нам, ожидая от нас любви.

Дай Бог, чтобы наше слово, наше дело, наша помощь были растворены любовью, долготерпением, милосердием, - тогда они принесут плод сторицей. Дай Бог нам видеть свои грехи, к ближнему же относиться с состраданием. Чтобы стремились мы свое наставление человеку нести в своем поведении. Да поможет нам всем Господь являть людям свет Христов.

Внимала Марина МИХАЙЛОВА