Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ

интервью с протоиереем Василием Ермаковым о нравственности священнослужителей

Из выступления Святейшего Патриарха Алексия ll на епархиальном собрании г.Москва: «Не вступая в полемику с антицерковной прессой, нам надо самим стараться быть более открытыми, более прозрачными в наших трудностях и проблемах. Не уходя от спорных вопросов, не замалчивая их, надо, опережая других, говорить искренне, правдиво о всех проблемах, которые существуют сегодня в нашей церковной жизни, не дожидаясь, когда эти проблемы начнут поднимать и по-своему освещать другие, в том числе и наши недоброжелатели. Мы ничего не должны скрывать от верующих и от наших друзей. Верующие через церковную прессу должны быть оповещены о трудностях и участвовать в решении всех церковных вопросов. В Православии нет «табу» на участие мирян в любых церковных вопросах.. Со страниц наших изданий верующие должны узнавать об этих проблемах и о предполагаемых путях и способах их решения. Надо только, чтобы все вопросы ставились профессионально и компетентно, а предполагаемые ответы были взвешенными, продуманными со всех точек зрения - богословски и канонически обоснованными...»

Тему, которая затронута в этом интервью, мы всегда считали чуждой для нашей газеты. «Не надо о плохом», - говорил нам духовник. Конечно, есть опасность незаметно для себя заболеть духом осуждения и заразить других людей, говоря о пороках и недостатках.

Но ведь времена наступают особые. Мы все теперь живем, как в аквариуме, нет уже больше закрытого общества. В век информации, компьютеров и интернета действительно «все тайное становится явным». Люди теперь узнают много отрицательного не только о госдеятелях, кинозвездах, спортсменах и ученых, но, увы, и о служителях церкви.

Вот мы и решились обратиться к одному и старейших и авторитетнейших клириков нашей Епархии - протоиерею Василию Ермакову.

Главный вопрос, который мы в разных вариациях задавали батюшке: Как бы Вы утешали смущающихся людей, сомневающихся в святости Церкви? Что им делать, когда они слышат (а еще хуже - видят своими глазами) что-то плохое о священнослужителях: затыкать уши и зажмуриваться, относиться ко всему как к наваждению и клевете, или есть еще какой-то третий путь?

- Не надо искать особенных ответов на эти вопросы - ответ уже дан тысячелетней историей Православия. Живи молитвой, живи Таинствами, живи благодатию Божией - и тогда ничего тебя не смутит, даже если весь мир отвернется от Христа, тебе не нужны будут никакие слова в защиту веры и Церкви, потому что это - твоя жизнь, ты знаешь о святости Церкви без доказательств ума, а опытом.

Хотя, конечно, за последние полгода на нас навалилось слишком много отрицательной информации о священнослужителях. Газетчики, тележурналисты специально выискивают теневые стороны жизни духовенства, раздувают все отрицательное. Они как бы не видят, что есть множество хороших, добрых, ревностных пастырей стада Христова. Это им неинтересно. Им хочется говорить только о тех, кто прорвался к сану недостойными путями и порочит его.

Но все это уже было в истории. Я сам пережил те времена, когда коммунистическая пропаганда все силы отдавала опорочиванию церкви. Писались статьи, в которых подробно описывались недостатки духовенства, которые действительно случались по естественной человеческой немощи у кого-то из церковных людей.

Насмешки над недостатками, пороками священников и архиереев были в моде среди интеллигенции еще и в Х1Х веке. Вспомните картину Перова «Крестный ход на Пасху» - на ней изображено, как бедного священника, которого споили прихожане, отливают холодной водой из чайника. Безумный, страшный образ, - а правда. Потому что всегда существовала экономическая зависимость священника от прихожан, от помещиков, от сильных мира сего.

Так же правдивы и «Мелочи архиерейской жизни» или «Соборяне» Лескова. Но это злая правда - злое стремление найти и изобразить именно отрицательные типы служителей церкви и замалчивать о сонмах праведников и подвижников.

Так и сейчас злобствуют журналисты и писатели: «Такой-то, сякой-то возглавляет Епархию, что же там может быть хорошего?» Мне хотелось бы встретиться с этими людьми и спросить их: «Неужели ты не знаешь о том, что пережила Церковь? Не знаешь, сколько Церковь гнали, сколько уничтожили людей?»

Они все это знают, но сознательно хотят отвратить русский народ от веры. Именно сейчас, когда народ потянулся к Богу, очнулся от коммунистического дурмана, они хотят смутить простые души.

Священники тоже падают, как все люди грешные. Но не надо забывать, что на священника направлены особые искушения, как сказано: «Поражу стадо, и разыдутся овцы».

Не обходится и без клеветы. Я сам это пережил за свои 50 лет священства. Но еще раз повторяю, даже если почти все, о чем пишут газетчики, - правда, надо помнить, что это грехи отдельных людей, а не Церкви. И эти отдельные личности не должны соблазнять нас, не должны подвигать на мысль: «Смотрите, какие плохие ваши священники, они думают не о пастве, а о собственном земном благополучии». Если мы поддадимся этим мыслям, то это будет на руку тем, кто не хочет, чтобы Россия была верующей, православной.

Церковным людям не пристало забывать о том, что у Христа-Спасителя один из ближайших учеников и апостолов был предателем. И в писаниях апостола Павла мы находим множество рассказов о страшных падениях первохристиан. Все, что происходит сейчас, - было, есть и будет, потому что люди остаются людьми, а враг не дремлет. Но не надо заострять внимание на плохом. Если они пишут: Плохие у вас священники, не пойдем в церковь, то это всего лишь самоуспокоение или обличение собственной нецерковности, недуховности.

В Церковь мы идем к Богу, а не к священнику. И не надо искать безгрешных священников, как мы непрестанно воспеваем: «Яко Ты един свят, Ты един - Господь». Только Бог без греха.

Посоветую почаще обращаться к церковной истории - там много можно найти вразумляющих примеров. Самый яркий - эпоха обновленчества, тогда десятки, сотни священнослужителей перешли в ересь, были среди них и предатели, по вине которых погибали люди. Но они не повлияли на судьбы Православия в России. Народ не пошел за ними. Люди по-настоящему верующие, церковные, видя это отступничество, еще более укреплялись в вере, становились исповедниками и мучениками. Они не говорили: «Церковь виновата, Церковь плохая, раз такие священники». Они, наоборот, старались защитить Церковь и сплачивались, объединялись вокруг ревностных пастырей.

Большинство русских людей до сих пор не знает правду о том, что пережила наша Церковь. Газеты светские об этом не пишут, они не хотят, чтобы знали о мучениках, о святых. Они вообще не хотят святости, отвращаются от нее, боятся ее.

До сих пор во всеуслышание не сказано о страшной статистике - огромном количестве жертв среди верующих людей за 70 лет советского режима. А поднять крик против Церкви газетчики готовы с такой же злобой, как и 30,40,50 лет назад. Ничего не меняется.

- Что бы Вы сказали о тех священнослужителях, которые в поисках «чистоты православия» переходят в юрисдикцию западной православной Церкви?

- Я бы сказал резким словом: это предатели России-матери. Они не знают, что такое западная Церковь. Я-то это видел - это успокоительное общество эмигрантов первой волны. Они страдающую Россию не защищали. 30 архиереев покинули Россию, а потом стали обличать тех, кто остался. Они с нами не пострадали, они с нами не разделили кровавую участь исповедников. А сейчас они опять страются выискивать все самое плохое о нашей Церкви.

Я был в Суздале, видел епископа «истинно-православной церкви» Валентина и его священников. Обманутые священники, обманутая паства, они идут в раскол, сами не подозревая, как ими манипулируют. Они только увеличивают беды России, ни себя, ни паству они так не спасут.

Да, у нас есть упущения, это горько, это больно. Приходится жить с этой горечью, когда многое знаешь. Но разрешить все нестроения должно священноначалие - Священный Синод и Патриарх. А нам не надо смущаться, соблазняться и колебаться в вере. Это демоническое внушение - через падение отдельных служителей Церкви заставить усомниться во всех духовниках вообще.

Закончу тем, с чего начал. Усвоим себе: «Я молюсь Богу, а не священнику. Мне неинтересно знать о чьих-либо недостатках, пороках и грехах. Меня это не касается. Мне нужно каяться в своих грехах. Я обязан быть христианином. Я за себя отвечаю в первую очередь. Церковью же управляет Бог, а не люди. А люди все - прах и пепел, все подвержены искушениям, и Бог им судья».

Надо вспоминать почаще слова: «По вере вашей да будет вам». Я буду давать ответ Богу за то, как я прожил жизнь. Потому надо просить Бога о защите, о помощи, о том, чтобы самому не впасть в те грехи, в которых ты кого-то осудил.

Суд Божий всегда личный, Бог с каждого будет спрашивать по отдельности, сообразно служению каждого. С мирянина - особо, со священника - иначе, с архиерея - наипаче. Но не наше дело погрязать в пересудах о чужой жизни. Здесь на земле есть священноначалие - ему отдан суд и оно выносит определения, наказания и взыскания повинным и оправдания невиновным.

- Как вы истолковываете выражение «Суд начнется с Дома Божия»?

- Толковать достоверно не берусь. Но только судьбы мира решаются не в России, а там, откуда пришел Христос-Спаситель. Когда начнется Суд, никто не знает. Но то, что мы сейчас наблюдаем, - оскудение благочестия - является предвестником страшного времени. Хотя я против того, чтобы называть числа и сроки, мы не знаем простейшего - какая погода будет завтра, что же дерзать говорить о судьбах мира.

Надо только молиться непрестанно и просить помощи у Бога. Надеяться и умолять, чтобы Господь отодвинул Свой Суд. А не копаться в этой теме, всеми этими разговорами о конце света занимаются не духовные люди. Мы знаем из Священного Писания: Господь помилует и всегда милует, если мы будем молиться и стараться жить по заповедям.

Встречалась Людмила Ильюнина