Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

ДЕРЕВЕНСКИЕ БАБУШКИ

Болит душа о стариках... Каждый день видишь картины поругания старости. Тяжко старым людям на нашей «городской свалке», но тем, кто всю жизнь живет в деревне, не легче. О них - о деревенских бабушках - плачет сердце. Есть такой народный обычай: если болит душа - не молчи, вырази эту боль в слове. Раньше женщины ходили для этого в лес или на болото и там голосили, вопили - выплескивали тяготу. Говорят ведь: «Человека и разорвать может, если он не выскажется, не выплачется». И мы специально рубрику в газете завели - «Давайте поговорим» - для того, чтобы выговорить, выразить на бумаге то, о чем болит душа.

«Земную жизнь пройдя до половины», оцениваешь как великое приобретение то, что прежде казалось ущербностью, - свое крестьянское происхождение и жизнь в деревне. В 60-е и 70-е годы я еще застала ту деревню, в которой сохранялись старинные обычаи, песни и игры, общие праздники - «братчины». Позже ездила в деревни русского севера в экспедиции, и теперь в отпуск тянет не в теплые края и не в страны заморские, а в дедовский дом на берег Волхова. Так, от детства и до сего дня Господь дает возможность прикосновения к живой народной жизни. Потому что разные это образы бытия - наше, так сказать, городское христианство (хотя, как мне верно сказал один человек: «Спастись можно и на крыше небоскреба»), и христианство на земле = крестьянство.

Один простой пример из собственного опыта приведу. Прошлым летом я приехала в деревню с разными рабочими, общественными проблемами - не могла успокоиться. Пошла к моему деревенскому другу Александре Павловне, хотела поделиться с ней своими бедами, а она плачет и молится - из стада деревенского две коровы пропали во время ее пастьбы. Кругом леса дремучие, да и народ всякий попадается. Я тогда как-то особенно сильно почувствовала - вот это настоящая беда, а у меня все почти - от головы и от собственных страстей.

Коровы нашлись, и все мы вместе радовались, что Бог услышал наши молитвы.

† † †

О жизни деревенских бабушек лучше всего говорить их же словами -драгоценными россыпями русского языка. Когда пытаешься на «литературный язык» переложить все ими сказанное, получается слащавая сентиментальщина.

«Моя душа не берет барыша: никогда не жила сыто-прикрыто и всю жизнь делов как дров», «в деревне жить - заплевали, затуркали», «прожито - порублено, нет того человека, у которого горя не было», «я где родилась, там и сносилась», «мой век - состав большой, поезд не перевезет, что пережито, я горя тяпнула больше всех», «выходных и отпусков у нас не было, сильно нас обижало государство, потому и сносили прежде времени», «я всю жизнь прожила - невысоко прыгала», «старой жизни не дождаться, ни с какой сторонушки не докликаться, потому как в людях кровь стала скотинная», «с разумом никто не родится - все учатся, нас учили: не спускай с сердца Бога - будет тебе во всем подмога, еще нас учили: рыба любит глубину, а человек добрину».

Еще полнее, лучше общая судьба народная вылилась в песнях-заплачках:

Я от горя в чисто поле -
Горе катится за мной.
Я от горя в темный лес,
Оглянулась - горе здесь:
Горе плачет, горе скачет,
Горе песенки поет.

Страшная доля выпала доживающим ныне по деревням последние годы своей многострадальной жизни старушкам: голодное и кровавое революционное детство, раскулачивание, коллективизация, высылки, аресты отцов, братьев, опять голод, война, безпаспортное советское крепостное право, работа за «палочки» - трудодни, а потом пенсия - 12 рублей, верх - 20 рублей. Пьяные мужья, дети, внуки...

Я от горя боком, боком,
ну, а горе все за мной.
Я от горюшка в реку -
горе стоит на берегу.

Вот такой образ «старухи-горюхи» у нас получился, но не так все однозначно-просто. Деревенские бабушки - те, кто не бросил свою землю и хаты, все-таки духовно более крепки, чем их городские сверстницы. О той фактически страшной прошлой жизни они говорят: «Жили мы бедно, да весело», «есть было нечего, а жили мы весело», «веселее раньше жили», «беднее мы жили, нуждой тисканы, но веселее». А таких проклятий в адрес правительства и богатых, какие приходится слышать от стариков у нас в городских магазинах и на улице, в деревне я не слыхала. Простой деревенский народ знает себе цену: «Не все кто-то виноват, но и сами виноваты. Раньше ругались: «Дай тебе Господь большой лени» - это на человека, а на корову: «Ах ты, окаянница!» А нынче все матюгом - и на корову, и на матку, и на детей... Никто не доказал, что Бога нет, а как лихо придет, все Бога вспоминают: Бог и в народе, и в природе, и в песне. Без Бога - не до порога, а с Богом - по всем дорогам».

Наши деревенские бабушки - те, которые еще застали настоящую «старинушку», видели Русь пращуров, царство православное, страдают не только так, как в городе - от безденежья, недоедания, оскорблений, но и от того, что «все дико стало», забыл народ о том, что русский - это значит православный, а не пьяница, как ныне.

Вот их слова: «кинули мы милое, пошли искать постылое», «Бог долго ждет, да больно бьет. Вот по жизни и жильцы стали: ни Бога, ни совести - живут, как хотят...Убила горилка людей, и нечистый дух в них вселился», «у нас чуть что - давай менять быка на индюка! То - «все для народа», а то вдруг перевернут этот народ кверху тормашками. Живешь - переродишься - опять живешь», «спустила эта жисть всех людей, и сами сбились с дороги - какая власть, такая и масть». И как присказка у всех звучит: «Мы жили в другое время. Темный народ, но боялись греха», «Не так живешь, как хочешь, а как жизнь сложится... И будешь звать: «Правда, где ты? а она так тихонько: «Я здесь, да боюсь отозваться».

† † †

«Деревенским батюшкой» однажды назвали отца Иоанна Миронова его недоброжелатели. А я восприняла эти слова как великую похвалу. Деревенский - значит простой, народный, любящий. И понесла ему показать эту статью. Послушал батюшка, потом пропел свое обычное: «Горя-то, горя сколько кругом,\ Белого света не видно,\ Право о собственном горе своем,\ Думать становится стыдно». Ну и пожурил: «Как-то у тебя все мрачно. Радости совсем нет. Так не надо. Народ надо утешать, давать ему надежду, что Россия еще не погибла, еще восстанет, и радость еще придет».

«А как это будет? Как это может быть при таком одичании, как сейчас», - спросила я. - «Только если мы вернемся к корням. Я вспоминаю свое детство, свою юность - какое радостное, веселое было время. Мы не унывали, работали много, все делали с песнями. И вообще всегда были вместе, не разобщенные. Слово старшего в семье почитали. Утром спрашивали: «Бабушка, что благословишь сегодня делать?» И выполняли - и все было хорошо, мирно и дружно. А теперь десять раз надо сказать: «Аня, помой посуду». А потом все равно бабушке самой приходится мыть.

А бабушками деревенскими и ныне еще держится деревня. Там, где есть церковь - они главные прихожанки. Ко мне приезжают сельские батюшки, рассказывают о жизни деревни нынешней. И я вижу - только церковь и настоящий пастырь могут поднять землю русскую. Вернуть прошлый деревенский уклад можно только любовью. На любви все стоит. Ездят по деревням сектанты и колдуны, но народ за ними не пойдет, народ в душе хранит память о вере отцов.

Батюшкам деревенским надо любить народ. Не брезговать и немытыми, и нечесаными, и пьяненькими. Если даже он, сопливый, к тебе целоваться полезет, не оттолкни. Потом потихоньку щеку утри, но не отталкивай, выслушай. Тогда народ в храм потянется. Потому что у народа русского это в крови - любовь к священству. Прежние священники хорошо знали психологию народную, нравы, обычаи. Были хорошими хозяевами. Лучшая скотина, лучший сад, огород - все это было у сельского священника. И народ его за это уважал и старался подражать во всем. Если бы и сейчас это восстановить...

Нужно, чтобы молодые семинаристы готовили себя к миссионерству в деревнях, чтобы они не избегали своего народа. Конечно, в наше время это, можно сказать, подвиг - поехать восстанавливать какой-нибудь бедный деревенский приход. Но Господь подвижникам-то больше всего и помогает, а не тем, кто стремится к легкой жизни. Я сам много по разным деревням служил и вспоминаю это время, как благодатное. Народ надо убеждать, что радость не от пьянства бывает, а если человек с Богом живет.

Религия православная - это религия радости. Пастыри духовные они через Таинства могут снимать с людей их горе и вести их к радости, давать им новый жизненный заряд. Тогда и старость не будет забыта.

Сейчас перебираются многие из городов на землю, строят храмы, часовни. Я знаю не один пример того, что люди с достатком стараются вложить свою лепту на Божье строение.

«Много может молитва праведного» - сказано. Вот и нам всем надо прежде всего молиться, чтобы Россия вернулась к своим стародавним заветам. Тогда и печали не будет, а будет радость. По слову апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь!» И бабушкам деревенским, как и городским, конечно, прежде всего нужно молиться и о себе, и о своих семьях, и о земле нашей - тогда все встанет на свои места. И пусть бабушки учат молиться - как это всегда было на Руси - своих внуков и правнуков. И тогда их доля не будет такой горькой. И будет радость», - заключил батюшка.

Людмила ИЛЬЮНИНА