Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

АФОНСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Об Афоне написано так много... Трудно найти слова, которые могли бы передать дух жизни на Святой Горе. Павел Рак живет на Афоне подолгу, поэтому он не мастер повторять «общие места», он стремится к тому, чтобы передать особенности афонского житья-бытья через записанные по горячим следам разговоры афонцев, запечетленные в слове живые сценки. Одна из них перед вами. Павел называет все, что он пишет о святогорской жизни «Приближение к Афону», как и изданную им в 1994 году книгу.

Отвесная скала, на которой мы сидим - мой молчаливый спутник и я, подобно клину вбита в лес, под нами каких-то семьдесят -восемьдесят метров. Лес по склону быстро спускается к морю. Оно там, далеко, вода, светящаяся на солнце, которое еще не опустилось на западе. На нашем клине - малая терраса. Стена узкой тропочкой связана с громадой Афона, на обрыве она испещрена глубокими ущельями и ямами, полными снега. Так как мы сидим, повернувшись спиной к горе, а лицом к морю, то на правой стороне, в темном еловом лесу, мы видим красные крыши большой кельи, а далее - еще две-три. Керасия. Слева - вначале пропасть , а из-за неее виден утес, похожий на тот, на котором мы сидим, широкий, испещренный скрюченными деревьями.

Наша терраса похожа на смотровую вышку. Все тропинки видны как на ладони, (за исключением тех, которые скрыты за деревьями) Может быть, именно из за своего доминирующего положения это место давным-давно было выбрано для языческого храма. От него остались сам жертвенник, стена, выравненная наподобие стола с глубокими каналами, которые образуют два концентрических прямоугольника. В углу прямоугольника сделано углубление, наподобие чаши. Может быть, в нем собиралась кровь,

Немного далее в нескольких метрах - остатки двух домов. В двух местах - каменные треснувшие цистерны. Жили здесь и монахи, чтобы “изгонять” идолов. Жили, но и они отошли. Это место - давно пусто. Здесь тяжело жить - без воды, без огорода, без хорошего пути, на такой высоте, открытой ветрам со всех сторон.

Мы сидим, молчим и смотрим в зеленое море, над которым покачиваем ногами. Мы размышляем о тысяче лет, которые так мало изменили здесь.

Вдруг cнизу, по направлению к Керасии, кто-то пронзительно крикнул. На помощь? Немного стихло и опять... После мы услышали и некие другие звуки , от которых пробрало ознобом, как если бы сдирали кожу с живого коня, а он бы бился в панике. Вот, опять человек. Очень самоуверенно. Голоса понемногу приближались. Вот, под нами, между елями, мы видим, как что-то то мычит, то замолкнет, осторожно слезая по крутой тропинке. Как в черно-белом фильме, один кадр - мул на коротком поводке, а другой - монах, который тащит своего мула. Он и кричит. Мы ощущаем каждый шаг на каменистой тропе. Монах громко кричит: “Иди, иди сюда!”, а потом немного тише, умиротворяюще: “Не бойся, малый, ничего, ничего”.

Они дошли до скалы, параллельно тропинке и свернули ниже. Здесь они еще спорили, пока спускались по серпантину. Мул пугался все чаще. Старческий глас монаха все чаще повторял: “Не бойся, малый, не бойся”. И громко: “Пресвятая Богородице, помоги нам!” Сей вопль был направлен и к самому монаху, чтобы поддержать его, и к животному, чтобы успокоить его, и конечно к Пресвятой. Пять, шесть, десять раз, громко, уверенно. Как его не почувствовать, как его не услышать! Мой спутник и я смотрели на это с просветленной улыбкой.

Топот шагов стал удаляться. Вот уже они прошли сто пятьдесят, двести метров. Монах начал молитву и далее, как бы запевая, уставным ритмом. Мы посмотрели на часы. Он читал девятый час, а затем - вечерню. Эти греки все знают на память. Голос постоянно звучен, мелодия - типична для чтения псалма. В таком ритме и с таким запевом и Индусы читают свои молитвы. Начало. В начале стиха подъем, потом - речитатив, на конце - как бы ударение. И опять. И опять.

Он достиг Славы - сказал мой путник с облегчением. Они зашли за стену, так что их нельзя было видеть. Вот каковы они, те, кто всегда здесь жили. Святогорец и лес, и животные, и молитва и, - Богородица.