Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

ЭКСКУРСОВОД

В прежние времена богоборческая власть использовала труд экскурсовода для антицерковной пропаганды. Многим из нас приходилось слышать перед картинами, написанными на евангельские сюжеты, подобные комментарии: «Здесь мы видим изображение, посвященное легенде Воскресения Христова и Его встрече с Марией Магдалиной». Святотатством являлись экскурсии в действующих монастырях - в Троице-Сергеевой Лавре, в Печорах, в Пюхтицах. «Тунеядцы-монахи», «опиум для народа», «темное невежество», - с легкостью слетало с уст гидов лет пятнадцать назад. Теперь, слава Богу, такое говорить стыдятся. Но налицо парадокс: проводят экскурсии в монастырях подчас те же самые люди. Так ли уж они изменились? Что несут людям?

От этого рождается контраст: одно дело, когда экскурсию в монастыре ведет его насельник или насельница. И совсем другое - вчерашний «политагитатор» или одетая православно эмансипе.

Когда слушаешь экскурсию в Оптиной или в Пюхтицах, которые проводят братия или сестры обителей, переживаешь это как духовное событие, как встречу. Понимаешь, что за словами этого человека стоит жизнь. Что все, о чем он говорит - искомый для него идеал, за который он борется.

Но если попадаешь на экскурсию светского человека, пусть она и организована службой, зовущейся паломнической, чувствуешь опустошение. Как от празднословия. Ведь чаще всего такая экскурсия - это только заученные слова, порою и заученные-то недобросовестно.

Появились теперь и экскурсии к живым старцам... В прошлом веке такую несуразность и вообразить не могли бы. Кто в прежние времена взял бы на себя смелость «возить людей к святому», при этом рассказывая о нем? Неужели различные современные «Паломники» не понимают, что нужно иметь особое благословение на то, чтобы говорить о живом старце? Прежде в Оптиной Пустыни ближайшие ученики старцев решались публично высказываться о них только после их кончины. Православные люди старались помнить совет - не хвалить при жизни.

Послушание экскурсовода в монастырях считается одним из самых трудных и ответственных. Не всякого на него поставят. И несут это послушание монашествующие как тяжелое бремя, без особой охоты. Ибо опытно знают вредоносность рассеевающего многоглаголания, пусть на спасительные темы и для блага людей.

В миру же считается, что экскурсии может вести кто угодно. Что работа эта механическая - выучи текст и повторяй каждый раз одно и то же. Но одно дело - выдавать сухую историческую информацию, и совсем другое - говорить о вещах духовных. Сие подобно «огненному искушению». Душе неподготовленной не справиться с знанием, до которого она еще не доросла.

Конечно, экскурсоводы, помогающие паломникам, сейчас очень нужны. Но к подготовке к этому послушанию можно относиться по-разному. Где-то - как на Валаамском подворье - с экскурсоводами долго занимаются, готовят их к встерче с людьми, экзаменуют. А где-то - чаще всего это относится к различным автобусным экскурсиям-паломничествам - все происходит стихийно. И подчас люди не пользу, а вред получают от услышанных ими рассказов.

Много лет автор этих строк работала экскурсоводом и знает опытно - между слушающим и говорящим происходит глубокое эмоциональное соприкосновение. Если наша речь, обращенная к слушателям, выстроена вдумчиво, серьезно и совестливо, она может быть душеспасительной. А если нет?.. Ведь «за каждое праздное слово придется дать ответ».

Л.Самарина