Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Священник Игорь ФИЛИН, СПб

НЕСУЩИЕ БЛАГОДАТЬ

Среди учеников Христовых, Его почитателей были и жены-мироносицы, что приуготовили тело Спасителя для погребения и служили Господу и Апостолам своими руками и имуществом. С тех пор мы так и зовем жен, по мере сил помогающих совершению Богослужений, следящих за порядком в храме. Можно сказать, что у каждого пастыря есть свои жены-мироносицы, самоотверженно служащие Христу, оказывая помощь своему пастырю.

С первохристианских времен жены труждались в Церкви. Существовало даже особое служение - диаконисс. Те, кто нес это послушание, следили за порядком, прислуживали при крещении, наставляли женщин в храме. Но образцом для подражания всегда являлась Богоматерь, а Пресвятую Богородицу отличали кротость и смирение. Это - идеал христианской женщины.

...Во времена безбожной власти в России, когда большинство священнослужителей, монахов было уничтожено, отправлено в ссылки, роль женщин в Церкви очень заметно увеличилась. Мужчине пойти тогда в храм Божий было трудно: его общественное положение, карьера подвергались опасности. Оказать подобное давление на домохозяек, пенсионерок было затруднительнее. Наш долг - помянуть молитвой, добрым словом тех женщин, что в недавнем прошлом вынесли все тяготы безбожной жизни, в меру своих сил поддерживали церковное бытие, боролись за храмы, охраняли священников от нападок. К тому времени относится появление алтарниц. По этому вопросу существуют разные точки зрения, он решается правящим архиереем и настоятелем, дабы не вводить в смущение прихожан. Но духовенство старшего поколения говорит, что мужчина никогда не уберет алтарь так, как женщина, считая, что благочестивая жена соответствующего возраста, уже не подверженная плотским страстям, но имеющая тщание о чистоте алтаря Божия - в этом деле более пригодна. Но есть и оборотная сторона. Мне доводилось читать проповедь Патриарха Алексия l(Симанского), в которой он весьма укорял прихожан одного храма за обилие в церкви салфеточек, рушников, цветов, создающих домашний уют и отвлекающих человека от серьезного молитвенного предстояния. «На моей памяти, - сказал Владыка, - такого раньше в Церкви не было». Во всем, конечно, нужна мера. И в тяготении к душевности, красивости, что свойственно женщинам. Так, вы без труда отличите по убранству храма женский монастырь от мужского...

Случалось на приходах, что женщины брали на себя тяготы служения церковных старост, казначеев. Но оказавшись у власти, утрачивали порою понимание церковной иерархии, отводя настоятелю роль совершителя таинств, все остальные попечения оставляя за собой. Теперь, в связи с очевидным притоком в храмы мужчин, восстанавливается тот образ служения мирян в Церкви, который и был прежде.

Многообразно трудничество жен в храме. Мы видим их, следящих за чистотой церкви, несущих послушание на клиросе, в воскресной школе, за организацией паломнических поездок.

† † †

Но главное служение женщины - в ее малой церкви, в семье. Вспоминаю историю, которой я был свидетелем. Покойный ныне протоиерей Аркадий Царев служил в Спасо-Преображенском соборе. Однажды после вечерней он обратился к стоявшим прихожанкам: «Ну что вы сюда пришли, что вы здесь делаете?» (Я очень удивился, думаю, люди в храм пришли, а пастырь гонит...) «Думаете, что если простаиваете здесь днями-вечерами, так и спасаетесь? Знайте, что если у вас муж, дети брошены, не накормлены, не обстираны, порядка в доме нет - стояние ваше в церкви пустое. Сначала закончите свои домашние дела, а потом приходите, молитесь - вот это будет хорошо». Я сам тоже получил тогда назидание...

Когда человека призывает в Церковь первенствующая благодать, и душа его преисполнена радостных духовных переживаний, он нередко оставляет все свои обязанности и старается все время проводить в храме. Если его семья еще неверующая, то новоначальный в порыве ревности не по разуму готов даже оставить близких. Еще не умея исполнять заповеди любви, терпения, он начинает предъявлять категорические требования к другим людям. Известно очень много таких случаев, когда гордостный, своевольный дух толкает человека на разрыв с семьей. Приходится порою просить человека потерпеть, чтобы прежде всего своим примером любящей, заботливой, доброй жены-христианки (если это женщина) привлекать домочадцев ко Христу Спасителю. Вспоминая слова Апостола Павла: Где тебя застала вера, там и будь. Может, потом через тебя спасется твой супруг. Но пока часто случается, что тяготение к Богу у человека велико, а желания послушаться нет. И не Христа тогда гонят домочадцы, а твое поведение приводит к богохульству.

Иногда бывает у жен вполне понятная скорбь, когда душа разрывается между желанием побывать на воскресном, праздничном богослужении и незаконченными домашними делами. Приходится искать какой-то компромисс, стараться так организовать свое свободное время, чтобы освободить богослужебные дни для молитвы, но и домочадцам уделить время. Помню, как на одной из первых исповедей я каялся духовнику, что в моей семье существует напряжение из-за того, что половину воскресного дня я провожу в церкви. Батюшка сказал мне тогда: «Так ты на какую литургию ходишь, на позднюю? а ты на раннюю ходи...» Всю мудрость этого совета я оценил со временем, теперь то же советую своим прихожанам.

Помятуя, что семья - это малая церковь, надо стараться воплощать служение церковное и в семье. Но, к сожалению, после долгих безбожных лет и мужчины, и женщины во многом утратили должное понимание своего назначения. Винить людей не следует, но исправлять свои недостатки, конечно, необходимо. Так, муж в семье тогда только становится мужем, несущим образ священника в своей малой церкви, когда несет ответственность перед Богом за своих домочадцев, является для них примером духовной силы и праведности, старается обеспечить семью, чтобы она не была голодна и раздета. Лишь в этом случае можно требовать от жены и детей послушания себе. Если же муж уклоняется от принятия серьезных решений, а в нынеших условиях случается, что и заработать не может, то какой же это глава семьи? Он не может деспотично требовать себе послушания. Но будем помнить, что мудрая жена всегда будет помогать мужу стать истинным главою семьи, не пытаясь его заменить. Даже если ей и приходится нести тяготы, что-то решать самой, она будет стараться утвердить мужа на подобающем ему месте. Тогда все будет правильно.

† † †

Встречается в церковной жизни и такое искривление, когда любовь к Богу подменяется любовью к духовнику. Стараясь помочь, услужить пастырю, некоторые жены начинают ухаживать за ним как за отсутствующим мужем. Забывая о Боге, начинают обожествлять человека, поступая не как Господь заповедовал, а как батюшка сказал. Это может повредить и самому духовнику. Если собирается круг женщин, возвеличивающих своего пастыря, поклоняющихся ему как Богу, он начинает быть искушаем, может и искуситься. Мы знаем, что у святого праведного Иоанна Кронштадтского была группа ионниток, которые считали его воплотившимся Христом. Святой строжил их, обличал, отлучал от причастия. Каждому пастырю Господь попускает такое искушение, но оно всегда преодолимо, тем быстрее, чем более умудрен пастырь годами служения. Священник не должен заслонять собою Бога, но обязан помогать идти к Нему. Если такая помощь есть, тогда вполне естественна забота о любимом батюшке, желание освободить его от внешних хлопот, что позволит ему больше времени уделять молитве и служению пастве. Нельзя забывать, кому ты служишь. Жены-мироносицы служат Богу через служение ближнему.

† † †

Из истории мы знаем, что в прежние времена Церковь придавала христианский смысл народным праздникам, несущим языческий характер, оцерковляла их. Так, масленица становится приуготовлением к Великому посту, вместо языческого празднования Ивана Купалы Церковь отмечает рождество Иоанна Предтечи. Церковь шла на то, чтобы предложить верующему человеку праздновать христианский праздник.

Так происходит и сегодня. Сама жизнь нам предлагает это. Ведь все больше новых и новых членов, еще не ведавших вчера ничего о вере, вбирает в себя Церковь. И в противовес женскому дню, который праздновался в России безбожной, теперь многие называют Неделю жен-мироносиц. Но, не думаю, что верно было бы усматривать в этом некую церковную традицию. Церковь никогда особым образом не выделяла женщину в противопоставление мужчине, поскольку Богом сотворены муж и жена - плоть едина в дополнение и помощь друг другу. Каждый имеет свое предназначение. Единственное, что сказано о жене, отличное от мужа - то, что она спасается чадородием.

Будем помнить это и, не осуждая своих братьев и сестер, стараться через воцерковление и познание укореняться в том, чему веками была верна Церковь.

† † †

Хотелось бы напутствовать всех наших жен-мироносиц прежде всего достойно нести свое служение в семье, тем более, что жертвенное служение ближнему свойственно женской природе. Чтобы, получив духовные силы в храме, за богослужением, нести эту благодать, свет Христов в свои дома, чтобы в семье созидались христианские взаимоотношения. Подай вам Господь много-много терпения и любви. Известно немало примеров, когда долгие годы терпения не только приводили к воцерковлению домочадцев, но и избавляли их от всяческих пороков. Бывало, что в конце жизни, на старости лет семейная чета подходила под венец, заканчивая свой земной путь по-христиански, с надеждой на жизнь вечную.