Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРИБЛИЖЕНИЕ К АФОНУ

Можно много говорить об Афоне, но не раскроется глубина его сердца. Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова.

Эти слова Павел Рак исполняет на деле - уже не один год он возвращается на Афон, пешком несколько раз обошел вокруг всего полуострова, побывал во всех монастырях, жил подолгу в уединенных келиях высоко на скалах. Павла можно назвать современным летописцем святой горы - множество живых разговоров насельников записано им по свежим следам. Один из таких разговоров Павле передал для публикации в нашей газете.

Шел он вместе с молодыми послушниками-сербами по узкой афонской тропинке, навстречу старец - монах Дамаскин. «Благословите, отче». И завязался разговор.

- Отче, первый наш вопрос: как нам надо молиться?

- Как? Сидеть и четки тянуть. И делай добро. Если не можешь добро делать, то старайся не делать зла. И по силам своим молись. Бог знает слабости наши. И три четочки наши примет, только бы было от сердца, со старанием.

- Эх, вы что? Три четки! Да в монастыре у нас правило такое, что и пальцы устают - об уме уж и не говорю. Надо с молитвой спешить, а то не успеешь...

- А я вам повторяю: было бы три четки, но с пониманием и с любовью. Когда много раз и быстро, как в лихорадке повторяешь молитву Иисусову, и ум твой не сосредоточивается на этих прекрасных словах, ты похож на охотника, который в лесу стреляет, не прицеливаясь, куда попало. Может быть, попадет куда надо, но вряд ли...

- Как нам, отче, жить в монастыре, где от нас требуется так много молитвы келейной и церковной, что на спокойную, тихую молитву мало времени остается?

- Исполняйте то, что от вас требуют, а все-таки полчасика, час и для души найдите. Милостив Бог. Было бы только желание. Знаю, что трудно, но при усердии эти трудности можно преодолеть. Не получится - и заслуг нет. Поняли? А если действительно не по силам окажется подвиг, то и Бог простит, и духовник поищет выход из положения.

И подвиг послушания - то, что исполняете правило, и ваша тихая молитва - очень важны. Еще раз вам говорю: и то исполняйте, и оного не забывайте.

- Отче, а есть ли по сей день на Афоне настоящие молитвенники, те, которые не только с трудом протянут по три четочки, а с усердием достигают духовных высот, куда восходили наши предшественники?

- А как же? Правда, часто говорится, что и здесь добродетель оскудела. Трудно найти руководителя в умном делании, но, слава Богу, найти можно. Большинство из них, хоть и прячутся, но совсем скрыться не могут. Есть еще люди, которые духов различают, чья жизнь свята и достойна сравнения с отцами. Я бы мог перечислить пару десятков таких, но будут потом ругать меня, если через меня пойдут посетители. Лучше поищите сами. Если будете внимательными, найдете. Достаточно и самой короткой встречи с таким человеком, чтобы возникло знакомство. А потом, в следующий раз, он с вами будет говорить уже, как со своими.

- Почему старцы боятся посетителей?

- Да времена такие, много любопытствующих не по делу, от разговоров с ними одно смущение и вред для души. Иногда и с единомыслящими излишнее общение вредит, что же говорить о поверхностном времяпровождении.

- Бывают и иностранцы, неправославные. Что они ищут? Много ли мешают?

- Господи, сохрани от осуждения! Как и сами знаете, инославных немало, больше всего немцев. Почти все они люди серьезные, ищущие духовности. Но бывают и случаи, когда, ничего не понимая, в церкви ведут себя не так - сидят, когда не надо, да еще с перекрещенными ногами... Поэтому, да из-за нетерпеливости нас, грешных, и сопротивления экуменизму в некоторых монастырях не пускают их в храм во время богослужения, да и трапезничать с монахами не дают. Что об этом сказать? Монахов понять можно, но все-таки, не лучше ли людей обучить. если они сами ищут? Иногда наши, православные паломники, так ведут себя во время службы, что одно искушение. А вот на днях в одном монастыре, где католиков в храм не пускают, я видел среди ночи в притворе перед полуоткрытыми вратами во время заутрени группу поляков на коленях, и они так три часа благоговейно смотрели в сторону невидимого им иконостаса. Хотелось их как-то утешить, расцеловать за то, что их вынудили слушать службу так, издалека. Нет оправдания, когда таких людей не пускают в храм. Мы же утверждаем часто. что у православных нет нужды в катехизации, что лучший катехизис - литургия. И вот - пришли люди поучиться, а мы им: «Вон из церкви!» Где же тут наш лучший катехизис?

- А экуменизм, а папа, а масоны, а пошлое бездуховное объединение всех, которое будет накануне пришествия Антихриста?

- Эх, молодые люди, знали бы вы, как мало общего со всем этим имеют те же самые (пусть и неправославные) благоговейные поляки. или к нам приходящие немцы. Другое дело - агрессивные униаты, или подчас поверхностная, а подчас даже и лукавая «церковная дипломатия». Те, которые к нам приходят. чаще всего просят и нуждаются в помощи. И что им отвечаем? - «Станьте сначала православными, а потом мы вам поможем». Можно ли так? У нас, в келии, хотя мы отнюдь не «экуменисты», стараемся показать православие. И трапезуем вместе, и молитву позволяем выслушать, да хотелось бы и язык выучить, чтобы лучше с ними общаться. Вы, кажется, не вникли в то, какие они - инославные, беспомощные и готовы прислушиваться к духовным поучениям. Надо им помогать, надо. Отталкивать - проще всего.