Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

Архимандрит Августин (Никитин)

ВНОВЬ РАССТУПЯТСЯ СТЕНЫ

В «Указателе святынь и достопримечательностей в придворном большом соборе», опубликованном в 1873 году, этот сосуд значился под номером 530. Здесь же отмечено, что «по борту сего сосуда надпись: «Сия св.чаша принадлежала священной обители Влатсонта, теперь называемого монастыря Цасхи, который известен во всем великоградии Фессалоники под именем Нилуя».

Сведения о святой чаше, хранившейся в греческом монастыре Влатес, уходят в глубину веков. Согласно древнему преданию, сохранившемуся у восточных христиан, для Евхаристии, совершенной Спасителем на Тайной вечере, была использована не металлическая, а деревянная чаша. Она была изготовлена из коры растения, которое повсеместно встречается на Ближнем Востоке. Его кора затвердевает на солнце, а потому это свойство издревле использовали для изготовления кувшинов.

Деревянная чаша, освященная на Тайной Вечери, была бережно сохраняема апостолами. Несколько веков спустя, вместе с другими священными реликвиями, она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где и находилась в одном из храмов. Русские паломники, посещавшие Константинополь, в своих записках сообщают о некоторых святынях, вывезенных в столицу Византийской империи из Палестины. Однако в сообщениях русских богомольцев не говорится о чаше Господней. Но в этом нет ничего странного. Дело в том, что к этому времени святая чаша уже находилась в Иверском монастыре на Афоне, куда ее передал в дар один из византийских императоров. Известно, что доступ на Афон для богомольцев ограничен. Поэтому святую чашу иногда переносили с Афона для поклонения верующим в Фессалоники, где было подворье Иверского монастыря - обитель Влатес.

В 1425 году турецкий султан Амурат ll осадил Фессалоники. Чаша Господня находилась в то время в монастыре, но турки-победители не тронули обители. Более того, ее насельники получили право на независимость от Иверского монастыря, и святая чаша с тех пор постоянно находилась в церкви Влатеса.

Для того, чтобы уберечь чтимую святыню от повреждений, иноки изготовили серебряную чашу, сходную с деревянной, и поместили реликвию внутрь «новодела». В начале ХlХ века военачальник Ализот-Бей, глава салоникских янычаров, выступил против султана. Он занял Салоники, разграбил город, не пощадив и монастыря Влатес. Храмовая утварь была похищена. Среди прочих утраченных реликвий была и святая чаша.

Через некоторое время янычары были изгнаны из города, и Ализот-Бей отправился в Серрес, захватив с собой церковные ценности. Насельники Влатеса отправились вслед за янычарами и сумели выкупить чашу. Однако святыня была уже значительно повреждена: похитители разбили ее на несколько частей, пытаясь снять серебряную оправу. Впоследствии деревянные куски были вделаны в три серебряные чаши с двойным дном.

В 1829 году был подписан Адрианопольский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну. Турция должна была признать независимость Греции, и православные греки приступили к возрождению разрушенных храмов. В 1843 году Россия выделила 100 тысяч рублей на восстановление в Греции разрушенных церквей.

В знак благодарности за помощь, оказываемую православной Греции, братия монастыря Влатес в 1850 году решила поднести в дар России самую большую из трех святых чаш. В 1852 году, «по высочайшему государя императора соизволению», эта святыня была перевезена в Афины и некоторое время хранилась в посольской русской церкви. Вскоре святая чаша была доставлена в Одессу. Так чтимая святыня обрела свое место в ризнице церкви Зимнего дворца.

Можно предполагать, что эта святыня хранилась в дворцовой церкви до 1917 года. Именно в этом переломном году зазвучали новые песнопения: «Мы наш, мы новый мир построим...» Святая Русь, бережно сохранявшая в своих храмах такие реликвии, как чаша Господня, риза Господня и многие другие, постепенно становилась «Русью уходящей», а вверенные ей святыни бесследно исчезали.

Трагедия «Третьего Рима» в чем-то сходна с падением «Второго Рима» - Константинополя и с поруганием храма Святой Софии. Когда турки ворвались под мозаичные своды и стали умерщвлять там народ, священник, служивший литургию, взял чашу со Святыми Дарами и спокойно направился к боковому приделу храма. Не успели турки занести над ним свои сабли, как стены храма расступились и скрыли бесстрашного служителя Божия. Существует поверье, что и сейчас в глубине мраморной стены он читает молитвы над святой чашей, что наступит день, когда вновь расступятся стены храма и из нее выйдет священник со Святыми Дарами.