Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Мы же постараемся взглянуть на эту проблему с другой стороны. Нова ли она? Конечно же, нет. В святоотеческом учении слово страсть толкуется и как страдание вообще. Кроме того, святые Отцы (например святой Иоанн Дамаскин) отмечали, что есть и беспорочные страсти: голод, жажда, утомление, труд, слезы.
Конечно, святые Отцы не исследовали биохимические процессы, возникающие в человеческом организме во время страстных переживаний, но они ясно представляли пути выхода из подобных состояний, не смешивая вместе греховные и негреховные страсти.
Но для нехристианских ученых это остается тайной за семью печатями, зато ими найден некий мистический универсальный враг человечества по имени стресс. Наука пытается с ним бороться аутотренингом, массажем, банями, транквилизаторами, медитацией, и прочая, прочая. Сами люди по старинке прибегают к водке, в последнее время многие пристрастились и к наркотикам.
Святые Отцы учат принимать любые события в жизни стойко, за все благодаря Бога и радуясь. Вместо искусственного с размытыми границами и шаткого на поверку понятия стресс христианству известны иные, более высокие знания: о покаянии, греховности, страстях, молитве, самопознании и, наконец, о Промысле Божием, без Которого не совершается ни одно событие в нашей жизни.
Итак, понятие стресса не является чем-то новым для Православия. Более того, через призму святоотеческого учения смысл проблемы видится более ясно и неискаженно, без лишних мудрствований и отвлекающих от спасения рассуждений.
В.К.Невярович, автор книги «Терапия души»
г.Воронеж