Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По просьбе редакции

СТРЕСС

В медицинскую науку термин стресс, ставший нынче столь употребимым, был введен канадским патофизиологом Гансом Селье в конце тридцатых годов нашего века. Он утверждал, что радость, печаль, холод, жара, лекарства, стихийные бедствия могут вызывать одинаковые биохимические сдвиги в организме. Г.Селье создал целую философскую систему, где, кроме всего прочего, посягнул на Евангельские слова Спасителя: «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф.19,19), сочтя их неприемлемыми в современной жизни и выводя свою формулу нравственности: «Заслужи любовь ближнего». Этим, конечно, ученый показал лишь непонимание полноты и совершенства евангельской любви.

Мы же постараемся взглянуть на эту проблему с другой стороны. Нова ли она? Конечно же, нет. В святоотеческом учении слово страсть толкуется и как страдание вообще. Кроме того, святые Отцы (например святой Иоанн Дамаскин) отмечали, что есть и беспорочные страсти: голод, жажда, утомление, труд, слезы.

Конечно, святые Отцы не исследовали биохимические процессы, возникающие в человеческом организме во время страстных переживаний, но они ясно представляли пути выхода из подобных состояний, не смешивая вместе греховные и негреховные страсти.

Но для нехристианских ученых это остается тайной за семью печатями, зато ими найден некий мистический универсальный враг человечества по имени стресс. Наука пытается с ним бороться аутотренингом, массажем, банями, транквилизаторами, медитацией, и прочая, прочая. Сами люди по старинке прибегают к водке, в последнее время многие пристрастились и к наркотикам.

Святые Отцы учат принимать любые события в жизни стойко, за все благодаря Бога и радуясь. Вместо искусственного с размытыми границами и шаткого на поверку понятия стресс христианству известны иные, более высокие знания: о покаянии, греховности, страстях, молитве, самопознании и, наконец, о Промысле Божием, без Которого не совершается ни одно событие в нашей жизни.

Итак, понятие стресса не является чем-то новым для Православия. Более того, через призму святоотеческого учения смысл проблемы видится более ясно и неискаженно, без лишних мудрствований и отвлекающих от спасения рассуждений.

В.К.Невярович, автор книги «Терапия души»
г.Воронеж