Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я ТЕБЯ ОБИДЕЛ

Чаще всего обижают, не задумываясь, а вот обижаются - очень переживая. Пожалуй, ничто другое не вспыхивает так легко и не тлеет так долго, как обида. Не случайно говорится: «Обидеть - что ударить, а приласкать - надо слово искать».

Что же такое обида? Наиболее распространенное толкование: обида - несправедливо, незаслуженно причиненное огорчение, а также чувство, вызванное огорчением. Такое объяснение неполно, оно ничего не говорит о причине огорчения. Бывают ведь огорчения и заслуженные. Жизнь многократно свидетельствует, что обычно причиной служит чувство несоразмерности: с одной стороны, наших заслуг - и полученной награды (мало!), с другой стороны, нашей вины - и понесенного наказания (много!). Обида - чувство глубоко личное и поэтому крайне необъективное. Чаще всего основой обиды выступает завышенная самооценка, внутренняя аксиома: я не достоин такого отношения!

То есть в основе обиды лежит несоответствие, несоответствие мнения о себе (гордыня) и мнения об отношении к себе другого человека (осуждение). Поэтому вполне справедливой будет формула: обида=гордыня + осуждение.

А поскольку и гордыня, и осуждение - грехи, то и сумма их - сугубый грех.

Перечислим возможные причины человеческой обиды: предательство, коварство, измена; издевательства, издевки; презрение, пренебрежение; оскорбление, грубость; насмешки, придирки, укоры; отсутствие меры, бесцеремонность; необдуманные поступки, неосторожные слова; эгоизм и самолюбие; неблагодарность, нарушение обязательств; непонимание душевного состояния, нечуткость; различие убеждений и мнений: непризнание старшинства, авторитета, лидерства; выход из-под опеки, отказ от помощи.

Многообразны, изощренны и коварны причины обид человеческих. Воистину мощным оружием Божиим надо обладать, чтобы противостоять всем хитросплетенным поводам для обиды. Тут нужны и пояс истины, и броня праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный (Еф. 6: 14-17).

Между тем, к сожалению, существует целый слой людей, которые просто любят жить обидами, они иначе не могут, потому что привыкли оперировать завышенными требованиями к другим и очень заниженными - к себе. И поскольку требования все растут, а реализация их все не наступает (и не наступит никогда) - возникает патологический фон обиды на все и на вся. В ход идут избитые принципы: весь мир во зле лежит, человек человеку - волк, каждый умирает в одиночку и другие подобные благоглупости. Так и хочется сказать: ну и не лежи во зле! Не будь волком, не умирай в одиночку! Не послушает. Привык. Закоснел. Более того - удобно. Когда такой «обиженный» заводится в семье или коллективе, да еще некоторой силенкой воли обладает, то все окружающие как-то смущаются, тушуются, чувствуют перед ним некую «вину» и неловкость, утешают, заискивают порой, в чем-то стесняют себя, уважая его «ранимость». А он-то и рад втайне, получает моральное преимущество, принимает все это как должное и укрепляется в своей «обиженности».

Вопрос прощения обиды и обидчика очень непрост. Часто мы говорим: «Я все простил, но забыть не могу» или «Простить-то я простила, но забыть - сверх моих сил». Но представим себе: а что, если нам самим Господь на Страшном Суде скажет: «Прощаю, но не забуду» - будет ли это прощением? В земной жизни Иисуса Христа люди слышали только: «Прощаются тебе грехи твои», «Вера твоя спасла тебя», «И Я не осуждаю тебя», - и ни разу - что простил, но не забудет.

Св. Амвросий Медиоланский сказал: «Когда нам делают добро, признательность требует помнить его; а когда делают зло, любовь побуждает забывать его». Следовательно, если грех не забывается, надо задавать себе вопрос: а есть ли у меня любовь? И не злопамятство ли это, прикрываемое, видите ли, большой мерой нашей обиды?

Иной придерживается и такого «оригинального» принципа: на словах мирится с обидчиком, но на деле впредь старается держаться от него подальше. На всякий случай. Что можно сказать на это? Нет в этом сердце прощения, а есть злопамятство и показное благочестие, т.е. ханжество. Бедный человек! Он не испытал всей благодати искреннего прощения, не прикоснулся горних высот! У Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» есть даже такая удивительная, парадоксальная мысль: наказать прощением. Только большая христианская душа способна на это.

Никита ПОЗДНЯКОВ
Православное философское общество СПБ

Я НА ТЕБЯ ОБИДЕЛСЯ

Как бороться с обидчивостью? Каждому из нас в ответе на этот вопрос нужны практические советы святых отцов. Ведь не достаточно только назвать причины обид человеческих, осознать их, напрячь силу воли и... больше никогда уже в жизни не обижаться.

Но наверняка каждый на личном опыте знает, как трудно выбросить из сердца обиду. Святые отцы говорят, что это удел совершенных - совсем не обижаться. Для нас же еле-еле достижимый идеал, как сказано в псалме Давида: «Смутихся и не возглаголах» - хотя бы промолчать, не отвечать на обиду обидой. А про себя (самому себе) говорить: «Сей человек - только орудие Божие. Через него я достойное по делам своим приемлю».

Святые отцы, реалистически говоря о человеке, свидетельствуют, что только лишь человеческими силами, напряжением воли победить обиду невозможно. Тут нужна преизобильная благодать Божия. Нужно просить Бога, чтобы он избавил нас от обидчивости. Мучительное это состояние души, - когда не можешь простить кого-либо. Самый простой и краткий способ преодоления сердечной тяготы - повторять слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Но и каждый день мы читаем молитву: «Спаси Господи и помилуй ненавидящия и обидящая и творящие ми напасти...» Однако, произносим мы привычные слова, не спрашивая свою совесть: искренне ли я этого желаю? А связано это с тем, что мы часто пребываем в иллюзорном мире слов, а дела наши с ними не соотносятся. У святых же подвижников мы находим множество примеров того, как они бились над тем, чтобы искренно молиться об обидчиках. Как строго относились даже к тому, чтобы достойно сказать прошение из молитвы Господней: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Существует простой совет: если сердце гневается, и если твои обидчики продолжают воевать против тебя, подавай за них почаще на проскомидию. Еще лучше подать Сорокоуст о здравии. Отслужить молебен «об умягчении злых сердец» перед иконой Божьей Матери Владимирской. И по возможности поминать их в домашней молитве.

И тогда происходит чудо (думается, и вам пришлось переживать это): ты вдруг начинаешь понимать, что сам виноват в том, что тебя обижают. И что заслуживаешь еще и большего. И что всякие взаимные обиды происходят от того, что мы все и всех привыкли мерить по себе. Мы не умеем входить в устроение другого человека, А он - в наше. Мы часто просто не умеем объяснить другому человеку свои мысли, чувства так, чтобы нас поняли. Не умеем освобождаться от «самости». Потому мы и живем в «атмосфере обиженности».

«Не обижайте Бога!» - однажды сказал старец Алексей Мечев, напутствуя молодого человека на всю его дальнейшую жизнь. Итак: когда нас обижают, полезно вспомнить о том, как мы обижаем Бога, Его Пречистую Матерь, своего Ангела-хранителя, своего святого. Обижаем каждый день и словом, и делом, и помышлением.

Еще совет о терпении обид. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нам полезны обиды, потому что ими очищаются наши прежние грехи. И во всяком случае они (обиды) обнаруживают скрытую в нас гордость. Можно даже так себя испытывать (это хороший способ самопознания) - насколько ты обидчив, настолько и горд. Некоторые просто из себя выходят, когда им на ногу случайно наступят. А святые мученики, оплевания и истязания терпевшие, вслед за Спасителем повторяли: «Прости им, Господи, не ведают бо что творят».

Еще совет, который недавно услышала от одной монахини. Она говорила человеку, которого постоянно обижал начальник на работе: «А ты подумай, как ты будешь его благодарить, когда умрешь! Ведь он тебе венец сплетает, и если ты до конца претерпишь, то получишь его от Господа в Царствии небесном».

Итак, благодать прощения, примирения с людьми даруется Богом. И, думаю, ни одному святому в голову бы не пришло то, что советовал Достоевский: наказать прощением. Разве в этом «большая христианская душа проявляется»? Это, скорее, похоже на психологию «человека из подполья» - психологию наоборот - возвыситься за счет унижения. Любоваться тем, что мы такие «униженные и оскорбленные». Да и сейчас встречаешься с такими ситуациями, почти анекдотическими: ты меня (муж - жену например) не обижаешь, значит не любишь. Или же когда человек за терпением обид скрывает малодушие, страхование перед тем, чтобы противостать злу, несправедливости. Ведь не всегда же старцы, отцы наши духовные благословляют нас терпеть обиды (ведь наглого человека так можно сделать еще наглее), а бывает, что и скажут: «Не спускай ему. Говори в лицо все как есть Не давай ему садиться на голову. А то он уже даже не чувствует, что всех ежеминутно обижает». Но - это уже особая благодать, тут нужно быть на уровне, о котором сказал пророк Давид: «Гневайтесь и не согрешайте!»

Благодать прощения даруется через молитву об обидчике. Но исповедь всегда действует сильнее.

Трудно, ох как трудно успокоиться после того, как наслушаешься обидных слов. А тем более, если тебя оскорбят действием. А тем более (и сейчас, к сожалению, это не такая уж редкость), если обижают тебя родные дети или внуки. И вообще люди, намного младшие тебя. Помыслы начинают одолевать: «А ты-то сам какой? А я про тебя это и то еще знаю». А услышишь на исповеди: «Не размазывай грязь», - и успокоишься, и решишь: ведь кто-то должен остановить эту лавину взаимных обид. А иначе как же причащаться? Ведь первый нам завет перед этим Таинством дан: прежде примирись тя опечалившим. Иначе, - сказано: причастие будет нам в суд и осуждение. Известно, что некоторые прозорливые старцы и всю-то исповедь братии ограничивали одним вопросом: «Не имеешь ли что против кого-то на сердце?»

В недавно опубликованных воспоминаниях В.Шульгина есть потрясающее признание. К концу жизни (а он прожил почти сто лет) он стал верующим и церковным человеком. Слезно каялся в своих прегрешениях, а вот от одной обиды, возмущения, даже ненависти никак не мог освободиться. Направлена она была на В.И.Ленина, которого он знал лично. И Господь в сонном видении открыл ему, что даже этого «кровавого вождя» он не должен ненавидеть, чтобы выйти с миром из этой земной жизни. Господь даровал рабу Божию Василию по благодати, не от какого-то самовнушения, и независимо от его воли и мыслей, свободу от возмущения, ненависти и обиды. По свидетельству очевидцев кончина Шульгина была мирной и покаянной.

Да дарует и нам Господь «дух мирен и безмятежен», и тогда обиды нам будут не так страшны. И тогда мы исполним заповедь Христову: «любите враги ваша, благословите клянущие вы, добро творите ненавидящих вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющих вы» (Мф. 5,44).

Людмила ИЛЬЮНИНА