Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божье дело

СОЗНАЙ СВОЮ НЕМОЩЬ

У моей тети сын и невестка - наркоманы. Дома творятся ужасные беззакония, растет внучек, который, взрослея, все больше и больше впитывает эту жуть. Болит сердце за них. Тетя только пришла в Церковь, но газету вашу читает. Помогите, если возможно, обсудите эту проблему с участием батюшек, людей, занимающихся наркоманией. Раба Божия Елена.

...Ведьминой пятой звалось это место прежде. Нынешние жители поселка Саперное говорят, что и сейчас здесь живет немало колдунов... Но теперь есть и храм Божий, попирающий силу вражью. При приходе проживают люди, освобождающиеся от наркотической зависимости. Рассказывает настоятель церкви Коневской иконы Божией Матери п.Саперное священник Сергий Бельков:

- С 1993 года я стал управляющим городским подворьем Коневского монастыря, что на Загородном пр., д.7. На следующий год приснопамятный Владыка Иоанн назначил меня и настоятелем прихода в поселке Саперное Приозерского района. Церкви там не было. С Божией помощью за десять месяцев был построен храм во имя Коневской иконы Божией Матери. Через год, зная о том, что я имел небольшой опыт в этом деле, ко мне обратился противонаркотический фонд «Возвращение» с просьбой духовного окормления желающих исцелиться ребят. После некоторых колебаний я все-таки согласился. К подобному служению я не стремился, но, видно, так угодно Господу.

Когда в Саперное приехала первая группа ребят, приход снял для них две квартиры. Нелегко начиналось это дело. Нужно было обустраивать быт, местные жители укоряли меня: «Нам своих наркоманов хватает, а вы еще из города привезли»... Божией милостью ребята попались терпеливые, лишь один уехал. Мы взяли гектар земли, посадили картофель, морковь, капусту. Бывали годы, когда нашего урожая хватало и Коневскому монастырю, и подворью, и неимущим прихожанам. Многие из моих новых подопечных впервые узнали, как растут овощи. Ведь вступив на путь греха в отроческом возрасте, они вообще не знали труда. Жизнь их являлась паразитированием на трудах родителей. Они лгали, крали, торговали наркотиками. Наверное, нет людей более эгоистичных, чем наркоманы. Даже кратковременное употребление наркотиков влечет за собой глубокое изменение личности. Ради своих порочных влечений человек уже не останавливается ни перед чем. Совесть сжигается адским огнем страстей.

† † †

Проводя первое собеседование, я спрашиваю у желающего поехать на приход - считает ли он, что справится с этой бедой сам? Если говорит: «Справлюсь», - мы расстаемся. Лишь когда душа начинает понимать, что своими человеческими силами ей не преодолеть этой страсти, она становится готова к духовному возрождению.

Первое, чему мы стараемся научить болящих на приходе, - это покаянию. Покаяние, изменяя сознание, возвращает на путь истины. Вторым важным спасительным делом является научение любви. Ее отсутствие становится причиной страха жизни, уныния. Преодолеть его можно только через воцерковление, братолюбие, трудолюбие, добротолюбие, и наконец, любовь к Богу.

Условия проживания на приходе приближены к монастырским. С помощью нашей епархии и Духовных школ мы построили столярную и организовали иконописную мастерские. Образ Коневской Божией Матери, созданный одним из ребят для нашей церкви, стал мироточить в день освящения храма. Мы восприняли чудо как Божие благословение нашего труда и укрепление в вере молодого прихода. Своими силами строим церковно-приходской дом, где разместится библиотека и воскресная школа для прихожан.

† † †

Среди наркоманов бытует мнение, что болезнь их - особенная, не поддающаяся излечению. Общество считает, что необходимо проявлять к наркоманам особую «заботу»: раздавать бесплатные шприцы, а то и наркотики... Следуя этой логике алкоголикам нужно давать одноразовые стаканы, проституткам, гомосексуалистам - все, что им необходимо...

Мы должны понимать, что наркомания - та же страсть, что и другие. Как воровство, блуд. В духовном отношении видится лишь одно отличие: люди более одержимы этой страстью. Известно, что шаманы, прорицатели при вхождении в транс употребляли травы, грибы, зелья, содержащие наркотические вещества. После чего выходили на общение с падшими духами.

Поэтому нелегко приходится священнику, берущемуся окормлять наркоманов. В чем-то это напоминает практику экзорцизма (в просторечии - отчитку). Не значит, что священнослужитель в буквальном смысле читает запретительные молитвы. Но борьба за душу, то молитвенное усилие, которое приходится предпринимать совместно с болящими, - схожи. Поэтому, когда за человека еще кто-то молится - родители, близкие - это ощущается и очень помогает.

Благодаря Таинствам Церкви люди меняются на глазах. Спустя некоторое время уже не верится, что они были наркоманами. Они возвращаются в город, обретают семью, работу. Становятся ревностными христианами, заботливыми родителями. Некоторые уходят в монастыри. Пока собственный пастырский путь не свел меня с этой бедой, я не мог представить, что возможны такие изменения. Более тридцати наркозависимых человек прошло за три неполных года через приход в Саперном. Все, кто не оставил Бога, оставил наркотики. Но хотелось бы, чтобы каждый из них помнил: борьба предстоит всю жизнь. У тех, кто этого желает, я остаюсь духовником.

† † †

Наркомания, которую еще называют раком воли, прежде всего духовная болезнь. Едва ли кто из наркологов рискнет утверждать, что он вылечил наркомана. Можно освободить от физической зависимости, достичь стойкой ремиссии на какой-то срок, но корень зла остается, и человек срывается вновь. По слову Преподобного Паисия Величковского: «Ищи в себе причину всякой страсти и, найдя, вооружись и выкопай корень ея страдальческим мечем; если не искоренишь, опять пустит отростки и возрастет. Сознай свою немощь, познай Божию помощь и вразумись, что без Божией помощи ничего не можешь делать и смири свой помысл».

† † †

В заключение позволю себе дать несколько советов людям, столкнувшимся с этой бедой. Главное - не отчаиваться. Хочется предостеречь от обращения за помощью к служителям сатаны, чародеям, колдунам, целителям, экстрасенсам. Необходимо с согласия больного искать церковные приходы, монастыри вне города. Необходимо изолировать человека от пагубной среды. И среди богозданной природы мы оказываемся ближе ко Творцу. Душа чувствует гармонию Божьего мира и сама начинает настраиваться на иной лад.

Священник, которому вы вверите своего болящего, должен обязательно знать о его страсти. Потому что рано или поздно она станет известна. Люди эти нуждаются в особом окормлении. Кроме того, священник, берущийся за это дело, подвергает себя определенному риску. Здесь не должно быть обмана.

К сожалению, в последнее время Коневский монастырь и приход в п.Саперное стали известны как некие «реабилитационные центры» наркозависимых. Это не так. Сейчас в монастыре единственный священник и молодая братия. Им не по силам окормление неограниченного числа наркоманов, как, впрочем, любому монастырю и приходу. Церковный приход в Саперном может разместить лишь небольшое количество человек. Если в Санкт-Петербурге около 400 тысяч наркоманов - мы не сможем помочь им всем.

Не нужно искать особых мест. Бог везде Бог, и вера спасает всюду.