Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЛЕКАРЬ СТАРЦА НИКОЛАЯ

Владимир Андреевич Гориславец - невропатолог, полковник медицинской службы, преподаватель Военно-медицинской академии. Владимир Андреевич представился так: «Я - православный церковный человек. Считаю, что главный целитель - это Господь, Который помогает нам по молитвам духовных пастырей и старцев. Люди в первую очередь должны обращаться к ним, а потом уже к врачам».

Первая моя встреча со старцем Николаем произошла 24 февраля 1993 года. Я приехал на остров Залита вместе с православной братией и с отцом Владимиром Ноздрачевым, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Рождествено. Во время этой встречи я по-настоящему испытал страх Божий.

Батюшка всех нас вразумил, открывая многолетние грехи каждого из нас. После встречи у меня зародилось особое благоговейное отношение к духовному пастырю и желание познания божественной истины. Как будто с души спала пелена, появилось стремление к чтению акафистов, житий святых, писаний святых отцов.

Позже, общаясь со старцем, я открыл для себя, что основа духовной жизни - в любви и неосуждении. Ни разу не слышал, чтобы отец Николай кого-нибудь осудил, даже если встречался с людьми, грешившими тяжко. Батюшка сугубо молится за таких людей и, конечно, может пошутить, чтобы человека образумить через шутку. Только одному Богу известно, что батюшка переживает про себя, но внешне он никогда не выказывает неудовольствия чем-либо, он всегда ровен и спокоен.

Местные жители почитают и боятся батюшку. Те, кто водочкой злоупотребляет или покуривает, стараются обходить домик старца стороной. Если уж он выйдет им навстречу, так готовы папироску проглотить, лишь бы старец не увидел. Можно сказать, что так проявляется у них страх Божий.

Особое попечение о батюшке со стороны местных жителей чувствую всякий раз, когда приезжаю на остров. Во время врачебных процедур обязательно придет местный фельдшер или кто-нибудь из причта церковного проверить, не сделает ли доктор батюшке что-нибудь плохого.

Последний год батюшка не выходит из дома. Почему, не знаю, но могу сказать, что это тайна Божия. Конечно, батюшка болеет, но, слава Богу, не так, чтобы вообще не выходить из дома. Значит, это промыслительно. Знаю точно, что старец сейчас старается поберечь свое здоровье. Он чувствует, что еще нужен людям. А болезни его во многом происходят от той трудной жизни, которая выпала в годы ссылки на севере. Но старец никогда не сетует по этому поводу, да и вообще не любит вспоминать о том зле, которое причинили ему люди. Отец Николай очень не любит рассказывать о себе, о своей жизни.

Чаще всего о.Николай вспоминает священомученика Вениамина Петроградского. Почитал он и митрополита Иоанна (Снычева), считая его исполнившимся полноты старчества. Когда к о.Николаю приезжали за благословением из Питера, он всегда говорил: «Что вы ко мне едете? У вас есть свой старец - владыка Иоанн». Батюшка относится с большим почтением к духовному чаду о. Иоанну Миронову.

Часто я становлюсь свидетелем того, как старец отвечает на вопросы через келейницу. Она входит и спрашивает: «Приехали такой-то и такой-то, спрашивают о ведении хозяйства, о предпринимательстве, или еще по какому-нибудь вопросу». Батюшка сразу дает ответ. Так что можно не сомневаться: все записочки, которые люди пишут, матушка Валентина читает старцу, не отбрасывает, не говорит от своего имени. Она достоверно передает людям все, что сказал старец. Слава Богу, что рядом со старцем есть люди, которые всегда готовы защитить его от нападок, - а ведь такое тоже бывало.

Батюшку охраняет прежде всего благодать Духа Святого. Он не выходит к людям, когда чувствует какую-то опасность или видит, что нет духовной необходимости встречаться с теми людьми, которые приехали к нему.

Несколько лет назад произошел один интересный случай. Шли мы зимой по озеру с одним православным человеком и его супругой. Когда прошли часть пути, мы испытали удивительное чувство. Как будто мы вступили в иное световое поле, перешли духовную границу. Часто бывает, что когда люди плывут на лодке по озеру, кто-то доплывает до острова сухим, а кого-то волна обольет с головы до ног, и он выходит на сушу совершенно мокрым. Паломничество к старцу - это всегда духовное испытание.

Общение со старцем - это особая наука. Здесь не нужно применять человеческие мерки. Бывает, батюшка и по шекам нахлопает, бывает, и палкой замахнется на человека. Нужно расценивать это, как особую милость Божию, потому что, если не обидишься, получишь благодать. На душе становится так легко, что даже физически начинаешь себя чувствовать намного лучше. Каждый, кто идет к старцу, должен сам непрестанно молиться, просить Господа, чтобы он вразумил протоиерея Николая, нашего старца духовного, открыть нам ответ Господа, наставление и благословение на нашу жизнь. Главное для спасения - это постоянное чувство покаяния. Как только мы перестанем каяться, мы сразу начнем двигаться к погибели нашей души. И это должно быть итогом нашей встречи со старцем. Когда выходишь от него, чувствуешь свою бездонную греховность, свою страшную гордыню. Так хочется измениться, исправиться, смыть с себя всю грязь.

К старцу сейчас приезжает очень много людей. Иногда задают вопросы, которые, казалось бы, могут разрешить и приходские священники. Но почему все же они едут к старцу? Потому что даже одно благословение старца дает просветление. Часто человек после этой встречи неожиданно для себя меняется, меняет свой образ жизни, свое отношение к людям.

Ответы батюшкины всегда конкретны и адресованы конкретному человеку. Главное в общении со старцем - не искушать Господа. Если батюшка слышит лукавые, пустые вопросы, он или уклоняется от ответа, или вообще уходит.

Побережем старца, чтобы Господь продлил его жизнь нам на утешение.