Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

13 МАРТА ПРОТОИЕРЕЮ НИКОЛАЮ ГУРЬЯНОВУ
ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ

СЛОВО ЖИЗНИ

Бледными устами
Священник Солов пел,
Печальными очами
Он на мир глядел.
И клавиши, сроднившись,
С недужными перстами,
В тиши уединившись,
Как будто пели сами.
О, сколько в этих звуках
Невысказанной боли...

Таким видели старца, протоиерея Николая Гурьянова, его ближние. Отец Иоанн Миронов вспоминает, как любил старец попеть вместе с кем-то из паломников духовные песнопения, сам аккомпанируя на фисгармонии. «И поплачем вместе, и помолимся - и так хорошо на душе», - рассказывает отец Иоанн, - «Батюшка всю жизнь собирал псалмы. Просил, чтобы ему привозили все, что услышишь или найдешь в дореволюционных книгах для народного пения. Многие песнопения он сам положил на ноты. Показывал я рукопись батюшки профессору ЛДА Н.Д. Успенскому - литургисту. Он одобрил. Батюшка потом благословил издать книгу «Слово жизни». Вот уже три раза она переиздавалась. В ней - вся жизнь батюшки. Ни одной минуты он не пропускает, как мы грешные, вся жизнь его - с Богом и ради Бога прожита».

После этих слов отца Иоанна мы попробовали по-новому перечесть «Слово жизни». И дерзнуть написать о том, что открылось в этом молитвенном чтении. - Да, книгу старца нельзя читать, как обычную книгу стихов, вникая в эстетическое достоинство. Вообще эту книгу не стоит - как это делают некоторые - оценивать с точки зрения художественности. Не для этого она собрана, составлена и издана. А для чего же?

Вот что сказал духовный сын старца, священник: «Вы замечали, что отец Николай часто спрашивает: «А у вас есть моя книга?» Дарит ее, если у человека ее нет. И добавляет: «А ты пой по ней». Я на себе это испытал - какую благодатную помощь оказывают песнопения из «Слова жизни». Каждый человек, живущий духовной жизнью, знает периоды уныния. Это тяжелейшее состояние, когда даже молиться не можешь. И вот именно тогда помогает пение этих бесхитростных, простых на первый взгляд кантов. Через них получаешь благословение старца, его помощь. Потому что они отражают ту борьбу, которую перетерпел он сам, и дают приобщиться к его опыту преодоления немощи человеческой благодатию Божией».

...Ступи ж Божественной стопой
На волны сердца моего,
Оно умолкнет пред Тобой
И вкусит мира Твоего.
... Дух, скорбию стесненный,
Сдавила грусть свинцом,
И в плоти моей бренной
Под тяжким я крестом.

† † †

Все, собранное в «Слове жизни» - это свидетельства о Божьей благодати. Это рассказ от страницы к странице о том, что такое благодать и как она действует в человеке. Поэтому эти стихи не сопоставимы ни с какой светской поэзией: там на первом месте стоит «я» автора, а здесь - благодать Божия. И даже включенные в сборник произведения Лермонтова, Державина, Хомякова, Глинки, Смелякова преображаются - они становятся в иной ряд, не в тот, в каком существуют обычно (творческий путь того или иного поэта).В «Слове жизни» важно не то, кто написал эти стихи, а о чем они. Эта книга составлена как памятник соборного творчества. Вспоминаю, как вместе с детьми мы пели «О, дивный остров Валаам» на палубе теплохода, заходя в монастырскую бухту. Было чувство, что через это пение мы общались с отшедшими поколениями, с теми, кто до нас пел эти слова на том же самом месте. С теми же чувствами поют паломники кант «Гора Афон, гора святая», подплывая к Пантелеимонову монастырю на Святой горе. «Прощай же, обитель святая» - этот кант пели старушки-монахини, поминая закрытый монастырь, и этим пением приобщали молодое поколение к тем переживаниям, которые выпали на долю исповедников Христовых в нашей стране в начале ХХ века.

Низкий-низкий поклон батюшке Николаю за то, что он собрал все эти воздыхания народной души и соединил их под одной обложкой. Они - правда о Руси народной, о той, которую так старательно уничтожают уже почти столетие. В «Слове жизни» звучит бесхитростный, чистый народный голос простых прихожан, которых так мало осталось... Ведь мы - молодое поколение- в основном все «умники», сухие рационалисты, эстеты, богословы и пр. И нам так нужно напоминание, что главное в жизни не эти «достижения», а ласка, тепло, любовь, всепрощение, родственное внимание к людям.

Все эти песнопения - дар нам, плененным «окамененным нечувствием». Они - если их петь, а не читать, как обычную книгу стихов - могут расшевелить душу, разбудить ее, размягчить. В «Слове жизни» перед нами предстает картина народных бедствий: сиротства, вдовства, бесприютности, пьянства. Мы видим образы великих страданий Богочеловека, Его Матери, Его святых. Мы слышим слова утешения ко всем страждущим и унывающим, призыв стремиться от «тленности земной к вечности небесной». И так хорошо, когда прихожане во внебогослужебное время поют все вместе... Для того, чтобы петь стихиры, каноны, тропари, нужно знать нотную грамоту, да и церковно-славянский язык неплохо знать - не всякому это под силу, а вот эти простые слова, подобранные к простой мелодии, для всякого доступны.

Дух книги отца Николая можно сравнить с духом писаний преподобного Силуана афонского - это тоже предстояние Творцу за весь страждущий мир, это «Адамов плач» за всех и за вся, это оплакивание земной жизни перед лицом грядущей смерти и Суда.

Прошел мой век, как день вчерашний,
Как дым, промчалась жизнь моя,
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня.

Часто теперь повторяет старец эти строки приезжающим к нему паломникам. Посылает их помолиться на кладбище, что напротив его домика, где могилка его мамы. Там на память приходит песнопение «И мы будем таким...»
Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь.
Что ты велик, и ты - ничто,
Что ты бессмертен, и умрешь.

Перелистывая «Слово жизни», мы как будто слышим беседы старца с Господом. Они рождены желанием воспеть, прославить то, что дорого, выплакать то, что тяготит, - в них живая душа. Они нам показывают, что такое - живая душа, душа, которая «скучает по Боге и слезно ищет Его». Душа, которая «бегает бессловесия», которой не достаточно только «выполнять правила», она живет жаждой выразить Творцу и Создателю все свои движения - и скорбные, и угнетающие греховным наваждением, и радостные. «Слово жизни» - это разговор со своей душой, это, как сказано в предисловии к книге - «проповедь самому себе».

† † †

Вот он, блаженный пустынник, взыскующий
Века грядущего благ неземных.
Вот он, в скорбях, как мы в счастьи, ликующий,
Душу готовый отдать за других!
...Силою он одарен благодатною:
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные,
Слышит он вопли, - и всех ему жаль...
Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета, -
Ибо все мира сокровища бренные
Нашей душе не заменят Христа!

Когда поешь или читаешь это стихотворение Леонида Денисова о преподобном Серафиме из книги «Слово жизни», видишь не только во славе Отчей пребывающего Преподобного, но и нам на утешение данного смиренного старца Николая с острова Залита. Сам он о себе в конце книги говорит:

А я? Лишь утро наступает,
Стою пред образами.
Вам в помощь Бога призываю,
С надеждой, верой и слезами.
Прошу я Необъятного,
Не познанного Вами,
Спасти от неприятного
Семью и Вас с друзьями.

† † †

«Отец Николай для нас, как скорая помощь, - сказал мне один паломник, - и не только при личной встрече он помогает, но и через слова свои и из его души вышедшие мелодии, положенные на ноты в «Слове Жизни». Аминь.

Людмила ИЛЬЮНИНА