Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Для того, чтобы обучить людей радости, святые часто прибегали к шуткам. Пожалуй, самым шутливым из всех русских святых был преп. Амвросий Оптинский. Даже в наименовании приходящих к нему людей он использовал шутливую рифмовку, а о жизни человеческой говорил с улыбкой: «Человек как жук - светит солнышко, летает он и жужжит: все мои поля, все мои леса. А пошел дождь, подул ветер, спрячется он под листок и пищит: Не спихни».
Шутливость в поучениях, можно сказать, была оптинской традицией, но к шутке не раз прибегали и святитель Игнатий и святитель Феофан и многие другие русские святые, особенно Христа ради юродивые. Решимся высказать предположение: шутливость у святых часто бывала средством борьбы с унынием, особенно вызванным тяжелыми недугами. Светлый юмор вообще присущ не тем, кто цветет плотью, переполнен физическими силами, а тем, кто изнурен болезнями и печалями. Вероятно, Господь посылает таким страдальцам своего Ангела-утешителя, несущего веселость духовную. Из житий подвижников мы можем усмотреть, что шутливость была еще и отражением великодушия, любви к людям, исполнения апостольской заповеди: «Всегда радуйтесь...»
Радостный дух обретался подвижниками после суровой борьбы со страстями, после преодоления тяжелейших жизненных испытаний.
Так преподобный Серафим, прошедший подвиг уединения, затвора и молчальничества в последние годы жизни, принимая паломников, наставлял их в радостном духе, именуя их: «Радость моя».
Так о святейшем Патриархе Тихоне (Белавине), на долю которого выпали поношения, поругания, насмешки, говорили: «У него все хи-хи да ха-ха», отмечая его шутливость.
Так в наше время иеромонах Серафим (Роуз) - молчаливый, суровый, аскет в юности, незадолго до смерти весело общался с молодежью, и даже мог играть с ними в снежки.
Конечно, веселый дух - природное качество человека. Но, пожалуй, именно для русского человека шутливость органична. Искусственно улыбаться и шутить по поводу и без повода могут только американцы.
Но много мы ли мы можем вспомнить шутящих католических святых? Хотя кому-то из них принадлежит меткий афоризм:«Юмор - это отдых на пути в царствие небесное».
† † †
Чтобы дать живой пример того, о чем мы рассуждали выше, обратимся к личным воспоминаниям. Автору этих строк довелось несколько лет прожить в тесном общении с духовными чадами владыки Мануила(Лемешевского). Все они были в то время людьми преклонного возраста, а их «младшему другу» было 17 лет, а потом 20-25. Бабушки очень отличались друг от друга по свойствам характера, но первое, что подумалось при знакомстве с остатками мануиловского братства: «Да они все живее, моложе, чем мои сверстники!» А потом пришло еще одно открытие - радостный, светло-эмоциональный тон общения с людьми рождался у них из покаянного плача, из молитвенного правила, которое по благословению своего духовного отца они исполняли всю жизнь. Это было ежедневное оплакивание своих прегрешений, - «радостно-творный плач», как сказано у святых отцов. На Афоне же и ныне об унылом нерадостном монахе говорят: «Он не весел днем, значит он не плакал ночью». Бабушки любили шутить, и это так ободряюще действовало при встрече с ними. Многие из них были прикованы к постели, многие не могли уже передвигаться без посторонней помощи, но как они старались подбодрить, поддержать друг друга, утешить и даже развеселить. Часто повторяли они старческое поучение: «Если можешь помочь человеку делом - помоги, не можешь ничего сделать - скажи слово доброе. Если не можешь подобрать нужных слов, то хотя бы улыбнись человеку».
Покойный отец Александр Козлов назвал однажды таких старушек - слепых, хромых, глухих, горбатых - когда они ринулись к нему под благословение, - «воинством Христовым». Да, они были воинами, не унылыми бесчувственными ханжами и фанатичками, а «препоясанными на брань», собранными внутренно воителями с князем мира сего. Такими они были не только в трудной жизни в больших коммуналках, но и в последний час смертный. Поэтому, когда мы прощались с нашими бабушками, то дано нам было сквозь слезы и рыдания от боли расставания пережить, что значат слова «надгробное рыдание, творяще песнь: аллилуйя!» Только живое сердце может через сострадание почувствовать радость. И понять, почему так часто в Псалтыри мы воспеваем: «Веселитесь и радуйтесь праведные». А в акафистном пении, обращаясь к Небесным Жителям, повторяем: «Радуйся, радуйтеся...»
† † †
Обратимся вновь к архиеп. Иоанну Шаховскому: «Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его можно различить по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в искривлении черт лица. «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6,25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки».
Итак, радость, улыбка, шутка и даже чистый «детский смех» не запрещены нам. Известно, как шутливы бывают многие пастыри в общении со своими духовными чадами. Думается, многие из нас на себе испытали, как отрезвляюще действует шутка духовника, когда ты слишком много о себе начинаешь думать или, наоборот, зацикливаешься на своих грехах и начинаешь унывать. Шутка - это то средство пастырского окормления, которое советовали использовать еще древние: «Если ты увидишь новоначального, шествующего на небо, стяни его за ногу».
Но даже и шутливое отношение к нам друзей и ближних бывает очень полезным. Положим, где-то на службе или в общественной организации ты - уважаемый человек, к тебе относятся со всей серьезностью. И сам ты уже начинаешь называть себя по имени отчеству и жить с чувством важной персоны. Друзья же и ближние знают тебя настоящего, без масок и условных приличий, но порой даже по телефону услышанное твое детское прозвище и шутливый разговор о твоих «достижениях» могут сразу же поставить на место. Конечно, шутки шуткам рознь. Те, которые могут вызвать едкий смех, тем более гомерический хохот, да и вообще площадное остроумие, привычка насмехаться над людьми в общении христиан неуместны. И к христианам применима поговорка: «Он шуток не понимает». То есть с этим человеком очень тяжело, он к себе относится, как к «неприкасаемому», он не умеет «посмеяться над собой».
Но порой наша шутливость переходит границы. Можно даже привыкнуть к несерьезному тону и при этом принимать его за некое юродствование, да еще и думать: «Я борюсь с фарисейством в себе и в окружающих». Такой человек может не заметить, как он начинает ерничать и в тех случаях, когда речь идет о спасении души или погибели.
Рецепт правильного, здорового использования шутливости таков же, как и в отношении ко всем нашим проявлениям: «Блюди себя!» Даже свою улыбку мы можем соблюсти перед БОГОМ, хотя это непросто. Но в этом жизнь. Если позволите, рискнем добавить к словам Экклезиаста «время смеяться и время плакать» еще и такие: время шутить и время быть серьезными.
Людмила ИЛЬЮНИНА
рис.Т.Михайловой