Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Нездоровое коллекционирование, или по-русски собирательство, как разновидность человеческой страсти, признак «мертвой души», удачно изобразил Гоголь в образе Плюшкина. Вспомните портрет человека, бережно сохраняющего давно заплесневелый сухарь, отмечающего засечкой уровень настойки в бутылке, «дабы не похитили худые люди». Постоянная подозрительность, жадность, черствость. Дом Плюшкина давно не ремонтировался, крепостные живут впроголодь. И мог бы помещик все привести в надлежащий порядок, но что-то не позволяет. Что? Та самая страсть к собирательству, ставшая целью жизни.
Не секрет, что богатая частная коллекция может значительно сократить ее владельцу число прожитых лет. Так, несколько лет назад на законных основаниях была издана книга с адресами и телефонами всех крупных и средних российских собирателей старинных монет. Один покупатель, просматривая в «Доме книги» предлагаемый товар, остроумно назвал сию книжицу «справочником рэкетира».
Но было бы неразумно утверждать, что коллекционирование само по себе плохо. В жизни можно найти очень много примеров, когда собиратель не взращивает праздное любопытство и становится мрачным человеком, а напротив, воспитывает людей, забывших свою историю и традиции. Часто в той или иной книге по истории Санкт-Петербурга встречаешь фотографии утраченных памятников архитектуры, в том числе и православных храмов, бескорыстно предоставленные для публикации одним и тем же коллекционером. Очень хорошо, что на свете живут люди, которые не поленились разыскать и сохранить редчайшие изображения церквей, облик которых давно забыт. Нужно ли говорить, как помогают такие коллекции специалистам, занимающимся восстановлением исторических зданий города.
Довелось услышать и воспоминания человека, который в блокадном городе помогал сохранять уникальный сельскохозяйственный семенной фонд. Люди умирали от голода у мешков с отборной пшеницей, но не посмели тронуть запасы, сохранив их для последующих мирных поколений.
А каков же вывод, который может сделать православный человек, увлеченный собирательством? Бездумно отказаться от своего увлечения или задуматься над тем, что же обретает душа в итоге? Господь категорически запретил создавать себе кумира, в том числе и кумира в виде предмета коллекционирования. Собирательство обязательно должно приносить пользу как себе, так и другим людям, приводить их к Богу, укреплять в вере. Оно должно научить нас бережно и уважительно относиться к добрым плодам труда других людей. Если ничего этого нет, то рано или поздно окружающие станут замечать в горе-коллекционере плюшкины манеры, плюшкин характер и плюшкины же интересы.
Борис СЕМЕНОВ