Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не все благо...

ПЛЮШКИНО НАСЛЕДСТВО

Недавно на глаза попался рассказ об американском коллекционере, который несколько десятилетий настойчиво собирал разные виды собачьих консервов. Для содержания своей громадной коллекции человек построил отдельный дом и закупил сотню-другую холодильников. Однако когда у него на закате жизни возникло желание устроить выставку, оказалось, что сделать это невозможно - экспонаты нельзя размораживать, иначе они испортятся безвозвратно...

Нездоровое коллекционирование, или по-русски собирательство, как разновидность человеческой страсти, признак «мертвой души», удачно изобразил Гоголь в образе Плюшкина. Вспомните портрет человека, бережно сохраняющего давно заплесневелый сухарь, отмечающего засечкой уровень настойки в бутылке, «дабы не похитили худые люди». Постоянная подозрительность, жадность, черствость. Дом Плюшкина давно не ремонтировался, крепостные живут впроголодь. И мог бы помещик все привести в надлежащий порядок, но что-то не позволяет. Что? Та самая страсть к собирательству, ставшая целью жизни.

Не секрет, что богатая частная коллекция может значительно сократить ее владельцу число прожитых лет. Так, несколько лет назад на законных основаниях была издана книга с адресами и телефонами всех крупных и средних российских собирателей старинных монет. Один покупатель, просматривая в «Доме книги» предлагаемый товар, остроумно назвал сию книжицу «справочником рэкетира».

Но было бы неразумно утверждать, что коллекционирование само по себе плохо. В жизни можно найти очень много примеров, когда собиратель не взращивает праздное любопытство и становится мрачным человеком, а напротив, воспитывает людей, забывших свою историю и традиции. Часто в той или иной книге по истории Санкт-Петербурга встречаешь фотографии утраченных памятников архитектуры, в том числе и православных храмов, бескорыстно предоставленные для публикации одним и тем же коллекционером. Очень хорошо, что на свете живут люди, которые не поленились разыскать и сохранить редчайшие изображения церквей, облик которых давно забыт. Нужно ли говорить, как помогают такие коллекции специалистам, занимающимся восстановлением исторических зданий города.

Довелось услышать и воспоминания человека, который в блокадном городе помогал сохранять уникальный сельскохозяйственный семенной фонд. Люди умирали от голода у мешков с отборной пшеницей, но не посмели тронуть запасы, сохранив их для последующих мирных поколений.

А каков же вывод, который может сделать православный человек, увлеченный собирательством? Бездумно отказаться от своего увлечения или задуматься над тем, что же обретает душа в итоге? Господь категорически запретил создавать себе кумира, в том числе и кумира в виде предмета коллекционирования. Собирательство обязательно должно приносить пользу как себе, так и другим людям, приводить их к Богу, укреплять в вере. Оно должно научить нас бережно и уважительно относиться к добрым плодам труда других людей. Если ничего этого нет, то рано или поздно окружающие станут замечать в горе-коллекционере плюшкины манеры, плюшкин характер и плюшкины же интересы.

Борис СЕМЕНОВ