Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Его перу принадлежит ряд проповедей на господские и богородичные праздники, и на другие случаи. Святой Андрей - один из немногих церковных писателей, кто смог исполнить толкование на Апокалипсис. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф - творец стихир и канонов, главным из которых является Великий покаянный канон. Канон представляет собой пронзающий душу, сердечный плач праведника о грехах.
Самое начало - «откуда начну плакати окаянного моего жития, кое ли положу начало нынешнему рыданию» - настраивает душу к скорби и покаянию, к «уязвлению сердца». Но творец канона в некотором смысле оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения - от Адама до начала Нового Завета, ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть - восемь песен. Св. Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает, как будто собственные: «Первозданному Адаму преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога»... Преступления праотцев для него становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственной мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл».
Если святой Андрей вспоминает примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то прежде всего для того, чтобы укоренить свою душу за леность и за греховность, и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведного и мудрого разум, подражай, окаянная и неискусная душе, и не неистовствуй безумными стремлении, всегда прегрешающая». Единственный путь очищения для святого Андрея - во Христе, через трезвение, подвиг.
Иногда в околоцерковных кругах можно встретить мнение, что якобы святой Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убежденностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения. Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на практике. Посещение Божественной благодати делает самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него. Самые малые свои поступки он оплакивает как великие грехопадения. Такое мнение - своеобразное отражение пошлой житейской мудрости: «Надо все испытать, чтобы понять». Отнюдь не обязательно... То, что нам дано в покаянном каноне святого Андрея Критского, это библейский, церковный, подлинно вселенский опыт покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечение в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.
Владимир ВАСИЛИК