Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОКАЯННЫЙ КАНОН

Святой Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец, гимнограф. О нем известно сравнительно немного. Происходил он из Палестины, в молодости отрекся от мира и ушел в Лавру святого Саввы, впоследствии стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел он ко Господу около 712 года. Память блаженного Андрея Критского совершается 4 июля.

Его перу принадлежит ряд проповедей на господские и богородичные праздники, и на другие случаи. Святой Андрей - один из немногих церковных писателей, кто смог исполнить толкование на Апокалипсис. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф - творец стихир и канонов, главным из которых является Великий покаянный канон. Канон представляет собой пронзающий душу, сердечный плач праведника о грехах.

Самое начало - «откуда начну плакати окаянного моего жития, кое ли положу начало нынешнему рыданию» - настраивает душу к скорби и покаянию, к «уязвлению сердца». Но творец канона в некотором смысле оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения - от Адама до начала Нового Завета, ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть - восемь песен. Св. Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает, как будто собственные: «Первозданному Адаму преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога»... Преступления праотцев для него становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственной мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл».

Если святой Андрей вспоминает примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то прежде всего для того, чтобы укоренить свою душу за леность и за греховность, и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведного и мудрого разум, подражай, окаянная и неискусная душе, и не неистовствуй безумными стремлении, всегда прегрешающая». Единственный путь очищения для святого Андрея - во Христе, через трезвение, подвиг.

Иногда в околоцерковных кругах можно встретить мнение, что якобы святой Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убежденностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения. Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на практике. Посещение Божественной благодати делает самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него. Самые малые свои поступки он оплакивает как великие грехопадения. Такое мнение - своеобразное отражение пошлой житейской мудрости: «Надо все испытать, чтобы понять». Отнюдь не обязательно... То, что нам дано в покаянном каноне святого Андрея Критского, это библейский, церковный, подлинно вселенский опыт покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечение в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

Владимир ВАСИЛИК