Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

ЖУРНАЛИСТ

«Православная журналистика, что это такое?» - вот уже шесть лет задаем мы себе этот вопрос. Как может соединиться так называемый журналистский имидж пробивного, раскованного, на гребне моды плывущего краснобая... с евангельскими добродетелями смирения, послушания, воздержания?

На эти вопросы мы ответили бы, прибегнув к традиционному образу - Сциллы и Харибды. В православной журналистике мы движемся между двумя крайностями: обслуживания «народного благочестия» и раздраженного правдолюбия. Объяснимся.

Легко писать статьи в стиле: «Ах, батюшка! Ах, чудеса!». Статьи, в которых сглажены все острые углы, где царит елейное благодушествование. Еще легче - перепечатывать статьи из дореволюционных изданий. Чуть труднее, но все-таки привычнее (потому что многие пишущие для православных журналов и газет по светской своей профессии - научные работники) писать сухие, фактографические исследования. Без оценок и субъективизма - и строго научно. Но интересно ли все это читателю, не принадлежащему к ученой элите?

Все это - одна крайность. Так сказать - Сцилла. Когда в наименовании православная журналистика ударение делается на первом слове.

А теперь о Харибде.

Когда на первом месте стоят законы журналистики, главным становится пафос критиканства, разоблачительства. Даже, грубо говоря, поиски «клубнички». В этом случае не чураются площадных выражений, для того, чтобы, как кажется, добиться благой цели - посрамить ложь, постоять за правду, за истину, за веру православную. Ведь цель, как известно, оправдывает средства...

А значит, можно и факты переиначить, и истолковать их по своему, можно «запустить материал» в такой компоновке, что он обретает смысл, угодный издателю. Да мало ли еще чисто журналистских хитростей, веками накопленных, можно тогда пустить в ход в православной прессе...

Вы спросите: как же проплыть между Сциллой и Харибдой, не застряв в ловушке?

Конечно, нельзя, отрицаясь и от тех, и от других своих собратьев по перу, сказать: «Я лучше всех! Я буду делать, как надо!». Нужны учителя. Нужны путеводные звезды. И они есть.

Как живо, любовно, умно и талантливо писали о церковных проблемах наши классики - Гоголь, Достоевский, Лесков, Суворин, Розанов. Какие замечательные, в хорошем смысле слова прогрессивные церковные журналы выходили в прежние времена. Да епархиальные газеты начала ХХ века стоит изучать как пример для поучения. А сколько ярких церковных писателей, почти наших современников, мы можем назвать: С.Нилус, Поселянин, епископ Никон (Рождественский), митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Варнава (Беляев) и другие.

Можно учиться и у греческих собратьев. У них уже не одно десятилетие существуют факультеты православной журналистики. Кое-что из писаний греческих современных авторов уже переведено на русский язык.

Трудно быть православным журналистом не только потому, что свой стиль обретается сейчас почти вслепую. Трудно от того, что иногда начинаешь задыхаться от словесного шума. От той «говорильни», которой полна твоя жизнь: телефон, диктофон, магнитофон, компьютер, факс, гранки, письма, чтение книг, газет, журналов, и постоянные встречи с людьми, вопросы к ним, и их изобретение, чтобы читателям было интересно, полезно.

В общем: слова, слова, слова...

И так мало тишины. Так трудно стяжать и удержать ее внутри, когда ты живешь в «информационном потоке». Должен жить - профессия обязывает. Не говорю уже о несоответствии между высокими словами (о святости, например) и собственной жизнью - это предмет исповеди.

Хотя и тут тянется вереница вопросов: насколько журналист может или должен быть исповедальным, открытым в своих статьях? Не навязывает ли он свои ошибочные мнения другим людям? Не заражает ли их своими страстями через проповедуемые убеждения?

Как видите - сплошные вопросы. Таково оно церковное послушание - православный журналист. С одной стороны - слушайся, спрашивай благословение. С другой - дерзай сам, ищи, творчески расти, учись у жизни и у людей, живи ситуацией, а не книжными формулами.

Надеемся, что нам удалось хотя бы отчасти передать вам, нашим читателям, напряженность жизни газетчика. Хотя, признаемся, рассказали мы далеко не обо всех трудностях.

Л. Самарина