Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О СВЯТОСТИ ХУ

Бывает у нас так: «назовут человека святым, значит исключат из своей среды, поставят над собой и поклонятся ему. Пока хорошие люди между нами, нам все-таки совестно, в их присутствии мы чувствуем себя неловко, их облик налагает на нас обязанность быть таковыми же. И мы, хотя и немножко, но все-таки стараемся походить на них. Но сделали хорошего человека «святым», и все дело пропало. Мы сразу же сбрасываем с себя эту обязанность и заменяем ее поклонением. Святого - на пьедестал... под пьедестал моментально кружку - и все дело сводится к опусканию медных монеток в эту кружку. А в назидание народу издается Житие, где с особым старанием собираются наиболее необыкновенные события из жизни святого, наиболее поразительные чудеса, чтобы как можно выше его поставить, сделать его как можно менее похожим на обыкновенных людей. И люди забывают, что святой был таким же, как они, и что каждый из них при соблюдении известных условий может стать святым». Этой пространной цитатой из повести «Архиерей», написанной в начале ХХ века иеромонахом Тихоном, можно было бы ограничиться в нашем очередном размышлении о святости.

Но все-таки необходим и краткий комментарий. Ничего не изменилось, хотя прошло почти 100 лет со времени написания этой повести. Так же мы привыкли говорить и писать о святых в стиле «этикетной прозы», сглаживая все острые углы, превращая жизнь в сказку с хорошим концом.

Пожалуй, еще более, чем прежде,люди привыкают делить мир на святых и «таких, как все». И считается, что только святые могут достигать евангельского идеала. А «нормальные», «такие, как все» никогда не могут к нему приблизиться. И поэтому противоречие между жизнью и Евангелием становится как бы узаконенным. Поэтому считается нормой в одной ситуации - в основном в храме - выражать себя как христианин. А в другой - как «редактор газеты», «ученый муж», «домохозяйка», «владелец автомобиля», «держатель акций» и пр. - и допускать совсем не христианские поступки и слова. В ответ на возможные недоумения или упреки совести так легко себя утешить: «Мы не святые. Мы люди грешные».

А между тем, сами того не осознавая, мы, оказывается, каждый день молимся о том, чтобы нам стать святыми. В книге владыки Вениамина (Федченкова) «Молитва Господняя» в толковании на прошение «Да придет Царствие Твое» говорится, что это просьба о вселении в нас Святого Духа. А святым человека делает только Дух Святой. Значит, каждый день по нескольку раз мы просим Бога: «Сделай нас святыми» или «Благодатию Твоею сотвори нас святыми».

Людмила ИЛЬЮНИНА